Электротерапия аккумуляторов
Свинцово-кислотные аккумуляторы, с которыми как-никак имеет дело армия автомобилистов, «садятся» главным образом от того, что на их пластинах откладывается слой соли. Кислота лишается доступа к свинцу, и электричество не вырабатывается. Случается это через два-три года эксплуатации, редко — через четыре. Аккумулятор везут на свалку. Можно ли его вернуть в строй?
Считалось, что поскольку сульфатация — явление закономерное, то, значит, нельзя. Ведь именно благодаря образованию солей и возникает электрический ток!
Свинцовые аккумуляторы существуют больше 100 лет (первый был создан в 1859 году). За это время какие только способы ни предлагались для восстановления батарей! Ежегодно патентовалось несколько веществ, которые, по утверждению авторов, легко растворяют крупнозернистый сульфат, будучи добавлены в электролит Но все эти вещества или дают нежелательные побочные эффекты, или сложны и дороги. Наиболее широко сейчас применяются два способа десульфатации пластин — перезарядка слабым током и зарядка в дистиллированной воде. Первый требует много времени — несколько суток (для стационарных батарей — несколько недель), второй очень трудоемок, сложен и тоже длителен. А главное — оба способа не гарантируют полного восстановления емкости аккумулятора. Зачастую вся многодневная работа идет насмарку.
Доктор технических наук, сотрудник Новочеркасского политехнического института Ф.И.Кукоз и кандидат технических наук, сотрудник Ростовского-на-Дону института инженеров железнодорожного транспорта X.К.Явруян поставили своей задачей найти такой режим зарядки аккумулятора, чтобы разрушались сульфаты. Им удалось отыскать такой режим, при котором засульфатированные аккумуляторы за короткий срок восстанавливаются на 100%. Контрольное испытание проводилось со списанными, абсолютно негодными аккумуляторными батареями Ростовского центрального телеграфа. Одна из этих батарей уже восстанавливалась по старому способу, когда через нее целых 16 дней гоняли слабые токи, но восстановили только на 80% — так велика была засульфатированность электродов. А с той поры живого места на пластинах не осталось. По новому способу емкость батареи восстановили за два дня на все 100 процентов!
Способ признан изобретением (а. с. № 372599). Зарядка аккумулятора производится асимметричным током: соотношение прямого и обратного токов — 10:1, отношение времени протекания импульсов тока в прямом и обратном направлении 1:2.
При осуществлении предлагаемого способа электроды испытуемых батарей подвергают поляризации асимметричным током с временем и величиной в прямом направлении 12-14 секунды и 0,3-0,35 от ее номинальной емкости (Сн) соответственно, в обратном направлении время протекания тока составляет 2-3 секунды, а величина (0,15-0,17)Сн.
В этих цифрах — вся хитрость, их изобретатели искали три года. Под воздействием непрерывно меняющихся факторов — направления, силы тока и продолжительности его импульсов — крупнозернистый сульфат свинца исчезает всего за день-полтора, а за двое суток — с гарантией, бесследно. Режим зарядки выдерживает автоматический преобразователь. Он портативен, несложен, изготовлен из недефицитных материалов. Стоимость его порядка 300 рублей; при массовом же производстве, по подсчетам авторов, — не более 200 рублей. На преобразователь тоже подана заявка как на изобретение.
Новый способ обещает большую экономию свинца, электроэнергии, рабочих часов, удлиняет сроки службы аккумуляторов. Сульфатацию теперь можно не только «лечить», но и предупреждать. Если хотя бы раз в полгода ставить аккумулятор на такую профилактику — никакая сульфатация ему грозить не будет. Особенно эффективно применение этого способа для стационарных батарей — ведь там свинцовые пластины весят иногда по несколько центнеров.
Но пока прибор существует только в одном экземпляре. Узнав о новинке, Львовский завод «Измеритель» попросил у авторов описание технологического процесса. Связалось с авторами и предприятие «Югрыбхолодфлот» (Черноморское управление). Однако, думается, аккумуляторы нужно восстанавливать не только во Львове и на Черноморском флоте.
ИР 8-74