Практически любой
владелец СВ радиостанции приходит со временем к
необходимости установки хорошей стационарной
антенны. Однако, в городских условиях это
оказывается не всегда просто, т.к. приходится
решать как минимум три проблемы : юридическую ( в
плане санкционирования и получения доступа на
крышу ), механическую ( обеспечение необходимой
ветроустойчивости) и антивандальную ( борьба за
сохранность и исправность антенны и кабеля ).
Очевидно, что в ряде случаев этих трудностей
можно избежать, если отказаться от антенны на
крыше и использовать варианты балконных или даже
подоконниковых антенн. Разумеется, их
эффективность в значительной степени зависит от
высоты подвески над уровнем земли , однако при
грамотном построении можно добиться неплохих
результатов и получить антенну с весьма хорошими
параметрами, способную неплохо работать даже на
уровне второго этажа.
Следует отметить, что в данном случае речь идет
не о балконных антеннах класса "BOOMERANG",
которые не получили широкого распространения
из-за своих невысоких параметров ( полоса по
уровню КСВ =2.0 не более 30 ... 35 каналов, минимальное
значение КСВ очень трудно опустить ниже 1.3 ), а
также некоторых конструктивных недостатков -
слабого узла крепления и сравнительно большой
длине штыря (его верхняя часть практически
заглядывает в окно соседа сверху). Вниманию
читателей предлагается описание несложной
антенны, которая легко монтируется на
подокониике, балконе и т.п. и обладает
сравнительно неплохими параметрами. В ее основу
положена идея обычного автомобильной антенны -
укороченного штыря с удлиняющей катушкой и
автотрансформаторным согласующим устройством.
Существует распространенное мнение, что
автомобильные антенны с магнитным креплением
невозможно настроить без солидного противовеса,
которым является корпус автомашины. На самом
деле это не так. Трудности, как правило, связаны с
тем, что резонансная частота антенны при
уменьшении противовеса смещается вверх и
выходит за пределы СВ диапазона. При этом за счет
большого рассогласования начинает излучать и
антенный кабель, что крайне затрудняет
проведение измерений и приводит к
противоречивым результатам при попытках
настройки всей системы. Не трудно убедиться, что,
поместив антенну на подоконник и удлинив ее
каким- либо образом на 25-30 см., можно добиться
смещения резонанса обратно, однако минимальное
значение КСВ при этом скорее всего окажется
неприятно высоким. Действительно, более длинная
антенна имеет более высокое входное
сопротивление и для нее требуется
дополнительное согласование с подводящим
кабелем.
Таким образом, существует возможность
использования стандартной автомобильной
антенны в качестве стационарной. Необходимые
переделки при этом сводятся к удлинению штыря ( в
простейшем случае с помощью обычного
"крокодила" и куска упругой проволоки ) и
увеличению на 0.5 ... 1.5 витка нижней части
согласующего автотрансформатора. Для точной
настройки антенны можно воспользоваться
методикой, приведенной ниже.
В тоже время подобный путь вряд ли может быть
признан целесообразным. Во-первых, жалко портить
хорошую вещь и, во-вторых, не все антенны удается
безболезненно разобрать для получения доступа к
согласующему устройству. Поэтому ниже
приводится описание конструкции простой
самодельной антенны, не содержащей каких либо
дорогостоящих узлов и допускающей известные
отклонения в размерах неосновных деталей.
Конструкция антенны с указанием основных
размеров показана на рисунках 1 и 2. Как видно из
рисунков, антенна состоит из следующих блоков:
составного штыря ( 1,2 ), блока противовесов ( 3,4 ) ,
согласующего устройства ( 9 ) и штанги с
элементами крепления ( 5,6,7,8 ,10).
Рис. 1. Конструкция антенны
- вид сбоку .
Составной штырь представляет собой
металлическую трубку 2 диаметром 7 ... 9 мм ( лучше
из меди или дюраля ), в которую вставлена стальная
проволока диаметром 2.5 ... 4 мм. Такая конструкция
позволяет получить высокую механическую
прочность и при необходимости легко изменять
длину антенны.
Блок противовесов выполнен из фольгированного стеклотекстолита ( толщиной 3 .. 4 мм ) в виде круга 4, к которому припаяны проволочные лучи 3. Для их изготовления может быть использована медная проволока диаметром 2 .. 3 мм.
Для крепления антенны использована Т-образная штанга (6,7), изготовленная из трех металлических уголков, свинченных винтами. Уголок 7 служит для крепления штанги к нижней доске оконной рамы. Блок противовесов привинчивается к штанге через втулки 8 длинными винтами или шпильками 5. Для придания большей жесткости всей конструкции желательно раскрепить антенный штырь деревянными рейками 10, как это показано на рис . 1.
Более подробно следует остановиться на конструкции согласующего устройства, которая показана на рисунке 3. На центральный изолятор ( текстолит, эбонит, и т.п.) диаметром 18 ... 22 мм намотаны катушки автотрансформатора . По его оси вставлены две резьбовые шпильки, которые фиксируются латунными винтами, служащими одновременно площадками для подпайки проводов и антенного кабеля. На верхнюю шпильку либо непосредственно, либо через резьбовую втулку навинчивается штырь антенны, а посредством нижней шпильки согласующее устройство привинчивается к блоку противовесов. Желательно закрыть согласующее устройство сверху каким либо непроводящим кожухом- например, пластмассовым стаканом подходящих размеров.
Рис. 2. Конструкция антенны - вид сверху.
Для катушек автотрансформатора следует использовать медную проволоку диаметром d не менее 1.5 мм. Место подпайки центральной жилы кабеля может изменяться для каждой конкретной антенны, поэтому следует зачистить изоляцию в нескольких точках. При сборке антенны следует обратить особое внимание на надежность всех электрических контактов и на их влагостойкость.
Рис. 3. Согласующее устройство.
В следующей таблице
приведены конструктивные параметры
согласующего устройства, обеспечивщие точную
настройку описываемой антенны:
D | d | Nсв | Nудл |
19 | 1.8 | 3.5 | 8.5 |
Настройка антенны проводится в два
этапа. Первый из них является тренировочным и
может происходить непосредственно в комнате. В
домах с железобетонными перекрытиями антенну
следует приподнять над полом на высоту в 30 ... 40 см.
для уменьшения влияния арматуры на свойства
противовеса. При этом желательно , чтобы верхний
конец штыря находился как можно дальше от
сетевых проводов и стен комнаты. Собственно
настройка антенны заключается в изменении длины
штыря и измерении ее КСВ в максимально широкой
полосе частот. Здесь не следует лениться и
ограничиваться двумя-тремя измерениями, т.к. на
этом этапе важны не абсолютные значения КСВ, а
выяснение тенденции их изменения в полосе
частот. Желательно записывать полученные данные,
потому, что разница в значениях может оказаться
очень небольшой. Цель этих измерений заключается
в поиске резонанса и смещении его в середину
желаемой сетки частот посредством изменения
длины штыря. Следует помнить, что уменьшение
величины КСВ с ростом частоты (в направлении
сетки F) требует удлинения штыря и, наоборот. При
благополучном исходе этой операции нужно
подбором точки присоединения антенного кабеля к
автотрансформатору согласующего устройства
добиться минимального значения КСВ при
резонансе. Дополнительным признаком успешной
настройки является стабильность значений КСВ
при различном положении кабеля и касании руками
корпусов радиостанции и КСВ-метра.
Следует учитывать, что при установке антенны за
окно ее параметры обязательно изменятся. Поэтому
еще на первом этапе желательно предусмотреть
возможность подстройки согласующего устройства.
Для этой цели можно рекомендовать способ
подстройки с помощью короткозамкнутого витка,
как это сделано , например, в некоторых
стационарных антеннах. При этом не следует
всерьез опасаться того, что эффективность
антенны от этого, якобы, резко уменьшится. Хорошо
сделанный короткозамкнутый виток - из полоски
толстой медной фольги шириной 15 ... 30 мм, тщательно
пропаянной в месте стыка, обладает очень малым
сопротивлением и незначительно уменьшает
добротность системы. В практическом плане нужно
позаботиться о том, чтобы это кольцо
располагалось как можно ближе к виткам катушки,
было от нее хорошо изолировано и могло с
небольшим усилием перемещаться вдоль ее оси.
Ниже будет проиллюстрирован процесс настройки
антенны таким способом.
После закрепления антенны снаружи дома нужно
повторить настроечные манипуляции. В случае
особо некорректной настройки внутри здания
может потребоваться как изменение длины штыря,
так и перепайка точки отвода согласующего
устройства, однако это не должно вызывать
трудностей с учетом накопленного на первом этапе
опыта.. Рекомендуется настроить антенну в
резонанс в сетке А и с помощью короткозамкнутого
витка сместить его вверх по частоте на нужный
канал. После завершения процесса настройки нужно
закрыть согласующее устройство кожухом и
убедиться в механической крепости подвески и
распорок.
Частотная характеристика описанной антенны
приведена на рисунке 4. Измерения проводились в
следующих условиях: уровень мощности - 10 Вт ( р\ст.
Dragon SY101 + PANDA 10ST), КСВ-метр SWR-430.
На том же рисунке показана характеристика
антенны "BOOMERANG-SYRIO -27A"( тип- GP, общая длина 3.2
м). Их сравнение убеждает в определенных
преимуществах самодельной антенны. При
практических испытаниях данная антенна, будучи
установленной на уровне двадцатого этажа,
обеспечила прибавку по приему дальних ( 55 ..65 км)
корреспондентов до 2 баллов по сравнению с
антенной, аналогичной антенне "BOOMERANG-SYRIO".
И, в заключение, еще раз о настройке антенны
короткозамкнутым витком. На рисунке 5 показано
соответствующее изменение частотной
характеристики описанной антенны при неизменной
длине штыря. Из рисунка видно, что при надвигании
витка на согласующее устройство резонанс
смещается в нужном напрaвлении и рабочая полоса
антенны несколько расширяется.
Рис 4. Сравнительные характеристики антенн.
Рис. 5. Настройка антенны с помощью КЗ-витка.