Предлагаемая схема (рис. 1) предназначена для установки на автомобили с контактной системой зажигания.
Она имеет следующие преимущества:
- мощность искры увеличена:
- контакты прерывателя не обгорают,
- не нужен резистор в цепи катушки зажигания:
- при включенном зажигании, но незаведенном двигателе схема плавно, без искры, отключается.
Мощность искры в данной схеме зависит от температуры VT2, и на горячем двигателе уменьшается, а на холодном — увеличивается, тем самым облегчая запуск.
При замыкании и размыкании контактов прерывателя SKимпульс проходит через С1, кратковременно открывая VT1 и VT2. При закрывании VT2 возникает искра. С2 сглаживает пик импульса напряжения. R6 и R5 ограничивают максимальное напряжение на коллекторе VT2. При достижении нужного напряжения VT2 приоткрывается, ограничивая дальнейший рост напряжения.
Напряжение открывания VT2 зависит от величины Uбэ которая, в свою очередь, зависит от температуры. При разомкнутых контактах прерывателя VT1 и VT2 закрыты. При длительно замкнутых контактах ток через С 1 постепенно убывает, соответственно и VT1 и VT2 плавно закрываются, защищая катушку зажигания от перегрева.
Детали: С1 — типа КМ или К73. R6 обеспечивает стабилизацию выходного напряжения. Его номинал подбирается для конкретной катушки зажигания. На схеме величина R6 указана для катушки Б115. Ее основные параметры: Ri=1.6 Ом, I<8А, Ui<330 В. Коэффициент трансформации К=68. Для катушки Б116 (Ri=0,6 Ом, Ii<20 A, Ui<160 В, К=154) величина R6=11 к. Для этой катушки лучше использовать в качестве VT2 транзисторы КТ898А.
Для повышения надежности схемы лучше использовать составной транзистор VT2, как показано на рис.2.
"РЛ", N7/98, С.31
ВОЗВРАЩАЯСЬ К НАПЕЧАТАННОМУ
Отвечаю на поступившие ко мне письма читателей. Есть две основные причины неработоспособности описанной ЭСЗ:
- при проверке применялся маломощный блок питания, а нужен БП с номинальным током до 10...20 А;
- VT1 или VT2 имеют малый коэффициент усиления.
Номинал R1 может изменяться от 470 Ом (0,5 Вт) до 100 Ом (2 Вт). При замыкании контактов прерывателя, R1 ограничивает ток через контакты, при разомкнутых контактах через R1 разряжается С1. С1 выбирается по соотношению габариты/емкость (4,7 мк х 63 В для типа К73 или 2...3 шт. в параллель по 2,2 мк для типа КМ2). Уменьшать емкость нельзя - ток базы VT1 и так очень мал. Увеличить емкость до 22 мкФ, в принципе, можно, но все зависит от надежности конденсатора. Номиналы R1, С1 взаимозависимы - сильно уменьшать номиналы не стоит, поскольку увеличиваются ток и рассеиваемая мощность. Увеличивать R1 тоже не рекомендуется - при малом токе окислы на контактах не прожгутся, и придется чаще чистить контакты. Кроме того, ограничиваются максимальные обороты, т.к. С1 не будет успевать разряжаться. Например, для четырехцилиндрового двигателя при 6000 оборотах частота работы прерывателя fn=200 Гц. Период T=1/fп=5 мс. Период равен сумме времен замкнутого и разомкнутого состояния контактов, т.е. tpaз+tзам. Циклы примерно одинаковы - по 2,5 мс. В этом случае постоянная времени цепочки T=R1 • С1 <2,5 (мс). В схеме т=0,39 • 4,7=1,8(мс). А если т>2,5мс, то двигатель не будет развивать полные обороты. Схему при минимальной доработке можно превратить в противоугонное устройство. Для этого достаточно сделать R1 съемным.
Один экземпляр описанной схемы зажигания работает на "Москвиче" уже почти 3 года без ремонта. Пережил замену катушки зажигания, работал с выжженными контактами прерывателя и обломанном высоковольтном проводе у катушки.
П. БРЯНЦЕВ, с. Ивановка, Тюменской обл.
РЛ 3/2001