Антирадар для автомобилистов
Игорь Пивовар
В настоящее время для контроля скорости движущихся транспортных средств используют радары на основе эффекта Допплера. Частота 10,525 ГГц +/- 30 МГц, сгенерированная в камере резонатора диодом АА703 при подаче на него напряжения 8,5v излучается в сторону транспортного средства(ТС). Мощность излучения для диодов АА703а 10мВт, для АА703б 20мВт. Ток потребления диодо в среднем 0,3А. При отражении сигнала от ТС происходит сдвиг частоты.Причем естественно при сокращении расстояния между радаром и ТС частота отраженного сигнала выше частоты излучения,а при увеличении расстояния - ниже. Кроме того часть сигнала источника через фторопластовы стержень попадает в канал приема и используется в качестве сигнала гетеродина. Таким образом в приемный резонатор попадает два сигнала - отраженнный Fгет+Fсдвиг (пример, когда ТС движется в сторону радара) и от гетеродина Fгет, а детекторный диод Д405 подается небольшое смещение для увеличения чувствительности (0.7-0.8v). Здесь и выделяется разностная частота. Для диапазона скоростей 20-200 км/час эта разность составляет всего до 20 кГц. Дальше сигнал поступает на обыкновенный частотомер.
Учитывая вышеизложенное, обращаю внимание на то,что приемник всегда принимает сигнал практически на той же частоте,которая излучается, т.е. с точностью до этих самых килогерц. Точно не помню,но для скорости 60км/час разность около 3-6 кГц. И для него не важна собственная частота передачи 10,525 или 10,700 или 11,000 ГГц. Так как для приема используется в качестве гетеродина тот же сигнал,который излучается. А вот постороннему сигналу попасть в эту частоту на гигагерцах с такой точностью, да еще и чтобы разность дала определенное значение скорости, практически невозможно. Имею ввиду девайс изготовленный не в фирме, изготавливающей спутниковые системы связи :-)
Первые измерители скорости ("Фара") работали в непрерывном режиме и отображали скорость на стрелочном индикаторе. Поэтому когда ТС подьезжало к посту ГАИ на индикаторе стрелка, естественно, стояла на нуле. И все доказательства приводились со слов работника ГАИ. Следующее поколение радаров "Барьер" представляло собой по форме рупор в виде пистолета и состоял из одного блока. Собственно его и описал. Здесь скорость измерялась лишь в момент нажатия на кнопку. Как при выстреле из пистолета. Измерение проходит очень быстро. Практически за 2-3 сек. При нажатии на кнопку идет измерение, при отпускании показания на индикаторе фиксируются. Поэтому практически невозможно за это время как либо сбросить скорость, если сразу же не врезаться в стену и сбросить сразу до нуля. :-) Кроме того в комплект входит специальный камертон для проверки прибора. Частота вибрации его пластин соответствует скорости 60 км/час. Следующее поколение ("Барьер-2") использует тот же принцип работы, но имеет ряд сервисных функций, улучшающих работу и точность измерений. Состоят они из двух блоков. Индикация есть на "пистолете" и на базовом блоке. Возможна установка порога скорости и при этом выдается команда на включение сигнала звукового или на фотоаппарат. Кроме того если движется колонна, то из нескольких отраженных сигналов будет индицироваться скорость самого быстрого ТС. Дальность действия не менее 300м (больше на практике), по крупному транспорту это расстояние увеличивается до 1км.