Контроль напряжения аккумуляторной батареи


В. ГРИЧКО, г. Краснодар

Этo устройство представляет собой простой двупороговый индикатор напряжения (см. схему на рисунке), подключаемый либо непосредственно к аккумуляторной батарее, либо к бортовой сети автомобиля. Если двигатель выключен, то напряжение в бортовой сети равно напряжению батареи.

Когда напряжение питания индикатора находится в пределах 10,8...14 В, светодиоды HL1 и HL2 выключены (или слегка подсвечивают, что заметно только при слабом внешнем освещении). При напряжении, большем 14 В, включается светодиод HL1, а при меньшем 10,8 В — HL2. Это позволяет вовремя заметить неполадки в работе электрооборудования автомобиля.

Cxema

Индикатор состоит из двух включенных параллельно компараторов напряжения, в качестве которых использованы регулируемые стабилитроны КР142ЕН19А. Конденсаторы С2, СЗ, образуя цепи отрицательной ОС, обеспечивают более устойчивую работу стабилитронов DA1, DA2. Делители напряжения R1—R3 и R6—R8 служат для установки порогов срабатывания компараторов.

Светодиод HL1 включен со стабилитроном DA1 последовательно, поэтому при напряжении питания индикатора, меньшем 14 В, стабилитрон закрыт и через цепь протекает очень малый ток — светодиод выключен. При увеличении напряжения до 14 В стабилитрон открывается и включает светодиод. Резистор R4 ограничивает ток через светодиод при дальнейшем увеличении напряжения питания.

Светодиод HL2 включен параллельно стабилитрону DA2, из-за чего при напряжении питания более 10,8 В стабилитрон открыт, падение напряжения на нем слишком мало для включения светодио-да на полную яркость. При уменьшении напряжения питания до 10,8 В стабилитрон закрывается и через светодиод начинает протекать ток, определяемый в основном сопротивлением резистора R5. Диод VD1 уменьшает подсвечивание светодиода HL2, когда напряжение питания превышает 10,8 В.
Диод в индикаторе можно использовать любой кремниевый. Подстроечные резисторы R2, R7 — СП4-1.

Налаживание индикатора заключается в установке порогов включения свето-диодов. Для этого нужны цифровой (или образцовый аналоговый) вольтметр постоянного тока со шкалой на 15...20 В, а также регулируемый источник постоянного напряжения.

Индикатор подключают к источнику, установленному на напряжение питания 14 В, и вращают ротор резистора R2 до включения светодиода HL1. Далее источник питания переводят на напряжение 10,8 В и резистором R7 добиваются включения светодиода HL2.

Если подсвечивание выключенного светодиода HL2 слишком заметно, последовательно с диодом VD1 нужно включить еще один такой же диод.

Если индикатор предполагается установить в автомобиль в качестве бортового прибора, подключать его нужно к тем цепям, где напряжение появляется после включения зажигания.

Радио 4-2005