Автомобильный конвертер на 27 МГц
Многим известно, что дальнобойщики для общения в пути используют CB-радиостанции. При дальних переездках водители легковых автомобилей могут воспользоваться информацией о состоянии дорог прослушивая переговоры профессиональных водителей. Лично мне это очень помогло при путешествии на Кавказ по загруженной трассе "Дон".
Для того, чтобы услышать переговоры не обязательно покупать СВ-радиостанцию. Достаточно сделать несложный конвертер к автомобильному приемнику, имеющему средневолновый или длинноволновый диапазон.
Для новичков скажу, что дальнобойщики работают на 15 канале европейского CB-диапазона. Частота - 27,135 Мгц, модуляция - амплитудная (АМ).
Просматривая журналы прошлого столетия, в одном из них обнаружил простую схему конвертера с кварцевой стабилизацией частоты (рис.1).
Рис.1.Схема достаточно простая и не требует пояснений. Необходимо лишь подобрать кварц на нужную частоту (Fкв), чтобы переносимый спектр попал в средневолновый или длинноволновый участок автомобильного радиоприемника. Необходимо выбрать такой кварцевый резонатор, чтобы нужная частота не оказалась в зоне вещания мощной вещательной радиостанции. Частоту настройки приемника (Fпр) определяем так:
Fпр = Fкв - Fсв
или
Fпр = Fкв - Fсв
Например, вы приобрели кварц на частоту 27750 КГц. Тогда ваш приемник необходимо настроить на частоту
27650 - 27135 = 515 КГц.Данные контуров:
L1 - два витка проводом диаметром 0,3 мм поверх катушки L2.
L2 - содержит 24 витка проводом диаметром 0,3 мм на каркасе диаметром 6,3 мм с карбонильным подстроечным сердечником, отвод от 8-го витка (от земли).
L3 и L4 намотаны на броневом сердечнике СБ-12а от ФПЧ транзисторного радиоприемника проводом диаметром 0,1 мм. L3 - 99 витков L4 - 30 витков. Емкость конденсатора С3 необходимо увеличить до 1000 пф.
L5 - содержит 24 витка проводом диаметром 0,3 мм на каркасе диаметром 6,3 мм.
L6 - два витка проводом диаметром 0,3 мм поверх катушки L5.
С1=С4 - подстроечные конденсаторы 3...30 пф.Транзисторы - любые маломощные p-n-p, например КТ361. Можно взять и с обратной проводимостью (n-p-n) например КТ315, при этом изменив полярность питания.
Выход с катушки L4 выполнен экранированным кабелем, выводится к внешней антенне автомобиля, вокруг которой необходимо сделать несколько витков центральной жилой кабеля. Выбор приемной антенны CB-диапазона остается за вами. В простейшем случае можно использовать кусок провода внутри салона автомобиля закрепив его на лобовом стекле.
Настройка заключается в подстройке входного контура L2C1 на частоту 27135 КГц, контура L5C4 на частоту кварцевого резонатора. Контур L3C3 настраивается на расчитанную частоту автомобильного приемника подбором конденсатора С3 и точно подстройкой сердечника.
Материал подготовил Николай Большаков, RA3TOX
Декабрь 2010г.