РЕМОНТ ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИХ ЧАСОВ АВТОМОБИЛЯ ВАЗ


Щенов Э.В.

На автомобиле ВАЗ-2107 отказали электромеханические часы (маркировка на корпусе АКЧ-1, с секундной стрелкой). После           развальцовки декоративного металлического кольца часы разобрали и провели анализ состояния узлов. Механическая            часть часов (редуктор) и двигатель оказались исправными. Вышел из строя электронный узел. Причина -отказ бескорпусной микросхемы, размещенной на печатной плате и залитой компаундом.

Так как отремонтировать часы заменой микросхемы, естественно, оказалось невозможным, было принято решение о разработке электронного узла для замены отказавшего. Схема этого узла приведена на рис. 1.

Электронный узел выполнен на базе микроконтроллера PIC12F675. Тактовая частота

микроконтроллера определяется подключенными к нему кварцевым резонатором и конденсаторами С4 и С5. Питание микроконтроллера осуществляется от аккумуляторной батареи напряжением 12 V через линейный стабилизатор напряжения DA1 с фильтрующими конденсаторами С1-СЗ. В состав электронного узла входит переключающий мост, образованный двумя парами транзисторов разной проводимости VT1-VT2 и VT3-VT4. К выходам моста подключен двигатель часов М1. Мост управляется микроконтроллером через его выводы 6 и 7 и резисторы R1-R4.

Программа микроконтроллера, запускаемая при подаче на него напряжения, настраивает выводы 5-7 на выход. Вывод 4 микроконтроллера является свободным входом. Во избежание появления на нем плавающего напряжения и увеличения из-за этого потребляемого устройством тока он соединен с общим проводом. Программа микроконтроллера инициализирует встроен-

ный в микроконтроллер модуль таймера TMR1 таким образом, чтобы получать от него прерывания через каждую секунду. В программе, включаемой по прерываниям, выходы 6 и 7 микроконтроллера переводятся в противоположные состояния: когда на выходе 6 установлен «0», на выходе 7 - «1». Через секунду состояния выходов меняются на противоположные. Один из входов двигателя часов через транзисторы моста при этом подключается к выходу стабилизатора, а другой - к общему проводу, т.е. полярность подключения двигателя каждую секунду меняется на противоположную. Именно это и необходимо для его нормальной работы.

Текст пошивки приведен в таблице 1. В тексте программы уже задано необходимое слово конфигурации (3F88).

Печатная плата электронного узла не разрабатывалась. Для сборки использована макетная плата, устанавливаемая на место отказавшего электронного узла. Конденсаторы, резисторы - любые малогабаритные.

Вместо микроконтроллера PIC12F675 может быть применен с той же прошивкой более простой PIC12F629 (в распоряжении автора такого не было).

Правильно собранные часы начинают работать сразу. Возможно, придется подстроить их точность хода. Понаблюдайте за часами несколько суток. Если точность хода неудовлетворительная, подберите емкость конденсатора С5: при уменьшении емкости ход часов ускоряется, при увеличении -замедляется. Другим вариантом регулировки точности хода без подбора емкости конденсатора является изменение программы микроконтроллера. Чтобы отрегулировать ход таким образом, необходимо в исходном тексте программы найти место, где в регистр таймера заносится начальный код, изменить его, олранслировать в среде MPLAB и занести в микроконтроллер новую прошивку.

НЕХ-файл и исходный можно запросить у автора, в редакции или взять с диска CDU20 (папка «HEX») приобретенного не раньше месяца выхода этого журнала.


Радиоконструктор 2-2011, с.36-37