Контроль исправности световых приборов


М. ХАМАТДИНОВ, г. Сатка Челябинской обл.

Каждому автолюбителю известно, сколь хлопотно перед поездкой проверять исправность ламп наружного освещения автомобиля, а исправность ламп стоп-сигнала в одиночку вообще проверить нельзя. У большинства отечественных машин не предусмотрены средства контроля исправности ламп. Уже много лет я для этих целей использую простые токовые реле на герконах.

Рассмотрим работу устройства (см. схему) на примере контроля ламп стоп-сигнала.

avto-rb05-1

В разрыв провода между включателем стоп-сигнала и лампами сигнальных фонарей включают обмотку К1 самодельного герконового реле. Геркон включен в цепь светодиода, установленного на приборной панели автомобиля. Число витков, которые нужно намотать на геркон, зависит от суммарной мощности ламп и обычно находится в пределах 5—7.

Если позволяет длина провода, проложенного в автомобиле, обмотку можно выполнить этим проводом, не обрывая его. Для фиксации витков можно использовать прочные нитки, клей или изоляционную ленту. Геркон, резистор и светодиод — любого типа. Чтобы не разбить геркон в процессе эксплуатации, следует поместить реле в жесткую пластиковую трубку.

Подобное устройство можно использовать для контроля исправности других ламп и нагрузок автомобиля. Если в результате индикаторных светодиодов оказалось слишком много для того, чтобы разместить их на приборной панели, можно их смонтировать на небольшой игрушке (например, на "мотоцикле"). Для контроля исправности некоторых объектов вместо светодиода более подойдет звуковой сигнализатор (лампа включения задней передачи, например).