Известно, что в электрохимических системах герметичных никель-кадмиевых аккумуляторов в процессе эксплуатации накапливаются необратимые изменения [1], приводящие к потере емкости, к увеличению внутреннего сопротивления. При работе аккумуляторов в батарее это приводит к отказу всей батареи, вздутию отдельных аккумуляторов.
В поступающих в продажу неразборных батареях 7 Д-0,115-У1.1 [2, 3] последовательно соединены семь дисковых никель-кадмиевых аккумуляторов Д-0,115Д. подбираемых по емкости с разбросом не более 3...4 %. Иногда после двух-трехкратного гарантийного срока (для аккумуляторов - 15, а для батарей - 14 месяцев со дня продажи) под влиянием упомянутых изменений однородность аккумуляторов батареи оказывается нарушенной, и она выходит из строя по причине отказа обычно лишь одного аккумулятора. Вместе с тем длительный опыт работы с аккумуляторами Д-0.115Д и батареями из них показывает, что отдельные экземпляры сохраняют почти полную работоспособность даже после шестикратного гарантийного срока.
Все это приводит к выводу, что радиолюбителям, имеющим дело с аккумуляторным питанием радиоприемников и другой аппаратуры, целесообразно пользоваться не готовыми батареями 7Д-0.1, а самодельными, составленными из семи отдельных аккумуляторов. Конструкция такой батареи, не имеющей приваренных токоотводов между аккумуляторами, должна обеспечивать ее легкую разборку и свободный контроль их состояния, своевременную замену исчерпавших свой ресурс аккумуляторов. Батарея должна свободно размещаться в отсеке, питания приемника и в зарядном устройстве.
Самодельные батареи необходимо 2- 3 раза в год вскрывать и осматривать, а при необходимости удалять с поверхности аккумуляторов налет выделившейся соли. Налет удаляют ватным тампоном, пропитанным спиртом (или одеколоном), плоско заточенной спичкой, старательной резинкой для чернил. Электрический контакт между аккумуляторами должен быть надежным. В корпусе батареи целесообразно предусмотреть продольную прорезь дли того, чтобы можно было контролировать напряжение аккумуляторов без разборки батареи.
Для контроля исправности аккумуляторов в батарее обычно пользуются авометром [4]. При отсутствии авометра можно воспользоваться следующим проверенным способом. Батарею подключают к приемнику, включают его и настраивают на четко слышимую станцию, передающую речевую программу. Заведомо исправный заряженный аккумулятор подключают поочередно к каждому аккумулятору батареи параллельно и сравнивают громкость звучания приемника. Резкое повышение громкости укажет на неисправный аккумулятор. Этот аккумулятор ставят на зарядку и, если он "не держит" емкости, бракуют.
В самодельной разборной батарее можно полностью реализовать индивидуальный ресурс всех аккумуляторов Это могло бы несколько снизить возрастающую год от года потребность в химических источниках тока для питания небольших транзисторных приемников.
ЛИТЕРАТУРА
1. Folk S. Uno. Salkind A. I. Alkaline storage batteries N-Y Wiley, 1969 p.461-462.
2. ГОСТ 21446-75. Батарея аккумуляторная 7Д-0,115-У1-1.
3. ГОСТ 11258-79. Аккумуляторы герметичные дисковые, никель-кадмиевые щелочные.
4. Л. Ломакин. Ремонт аккумуляторной батареи 7Д-0.1.- Радио, 1985, № 3 с. 56.
5 Теньковцев В. В., Леви М. Ш.-Н. Герметичные кадмий-никелевые аккумуляторы общего назначения.- М.: Информстандартэлектро, 1968, с. 40
6. В. Мамонов. Ремонт аккумуляторных батарей 7Д-0.1.- Радио, 1965, № 3 с. 18.
7. Теньновцев В., Леви М., Драчев В Кадмий-никелевые аккумуляторы.-Радио, 1968, № G, с. 57-59.
Радио 8, 1985г., с.45.