Блокиратор электрической цепи автомобиля


А. КУЗЕМА, г. Гатчина Ленинградской обл.

В журнале "Радио" за 1992 год в № 12 была напечатана статья А. Куземы, в которой описано устройство блокировки цепей питания электроустановок. Оно предназначено для обеспечения электробезопасности обслуживающего персонала. В настоящее время автор этой статьи модернизировал блокиратор с целью его применения для охраны автомобиля. Описание нового варианта устройства читайте ниже.

Блокиратор, предлагаемый вниманию читателей, позволяет автоматически замыкать или размыкать те или иные электрические цепи автомобиля контактами исполнительного реле после каждого выключения двигателя. Повторный пуск двигателя невозможен без выполнения определенного алгоритма переключений ключом зажигания и дополнительным выключателем блокиратора. Случайно оставленный в замке зажигания ключ не позволит запустить выключенный двигатель постороннему человеку.

Cxema

В основу блокиратора положено "Устройство блокировки питания электроустановки", опубликованное в "Радио", 1992, № 12, с. 10. В нем изменена схема зарядной цепи конденсатора и использованы автомобильное реле и более мощный тринистор.

Схема блокиратора показана на рисунке. Здесь SA1— контакты замка зажигания, SB1 — кнопочный выключатель с фиксацией в нажатом положении (или тумблер).

Блокиратор имеет два устойчивых состояния. В рабочем контакты SA1 и SB1 замкнуты, тринистор VS1 открыт, реле К1 включено, блокировка снята. Пусковой конденсатор С1 разряжен, его зарядная цепь шунтирована контактами SB1. В выключенном состоянии контакты SA1 и SB1 разомкнуты, тринистор закрыт, реле обесточено и его контакты блокируют соответствующие цепи (контакты и цепи на схеме не показаны).

В выключенном блокираторе в общем случае контакты кнопки SB1 могут находиться в произвольном состоянии, но в обоих случаях блокиратор обесточен и блокировка включена. Для пуска двигателя включают зажигание, замыкая тем самым контакты SA1.

Если к этому моменту контакты SB1 разомкнуты, конденсатор быстро (за 0,3...0,5 с) зарядится до напряжения питания и блокиратор будет готов к открыванию тринистора. Если же контакты SB1 оказались замкнутыми, конденсатор останется разряженным, а тринистор — закрытым. Поэтому контакты кнопки необходимо разомкнуть хотя бы на одну секунду. Последующее нажатие на кнопку SB1 откроет тринистор, сработает реле и снимет блокировку.

Теперь дальнейшим поворотом ключа в замке зажигания запускают двигатель. Выключить двигатель можно размыканием контактов или SA1, или SB1. В случае самопроизвольной остановки двигателя и при затрудненном пуске включают стартер, как обычно, не размыкая контактов SA1.

Из сказанного ясно, что функции ключа зажигания остаются неизменными, а кнопка SB1 обеспечивает запрет на повторное включение блокиратора после каждого его выключения без выполнения предварительных действий выключателями SA1 и SB1.

В блокираторе вместо КУ201Б можно использовать тринистор КУ201 с любым буквенным индексом. Реле К1 — любое автомобильное на 12 В с переключающими контактами. Конденсатор С1 — К50-12; годится любой оксидный на номинальное напряжение не менее 25 В. Диод Д223А можно заменить на Д219, Д220А, Д220Б и другие с прямым током 50 мА или более. Вместо кнопки SB1 можно установить розетку миниатюрного разъема, а выводы вставки замкнуть. Конструкция разъема должна исключить самопроизвольное выпадение вставки из розетки из-за вибрации или иных причин.

Примечание редакции. Необходимо иметь в виду, что случайное размыкание цепи контактов кнопки SB 1 во время движения автомобиля может привести к неожиданному выключению двигателя и, как следствие, к тяжелой аварии. Поэтому к выбору деталей устройства и его монтажу следует отнестись с максимальной серьезностью.