Учим телеграф дома. Азбука Морзе



В этом разделе я изложу своё видение самостоятельного изучения телеграфа.  Думаю, что многие не имеют другой возможности (способа) кроме как самостоятельно научиться телеграфированию. Я буду безмерно рад, если мои  старания хоть как-то помогут. Думаю что используя предложенную мною технологию научиться можно будет абсолютно самостоятельно (с помощью компьютера, конечно), но не скажу за какой период времени. Но это-то как раз и не важно... :-)  напоминаю,  что это хотя и современный, но только один из способов.    Итак
Уроки телеграфной азбуки или азбуки Морзе    Программа изучения азбуки морзе  в одиночку 

1. Почему азбука морзе такая какая она есть
 Не приходится говорить, что потребность поговорить на расстоянии возникла одновременно с возникновением человека.  А возможность появилась с возникновением первой азбуки, что теоретически сделало возможным передачу мысли посредством передачи букв. Но еще раньше передавались более "широкие" понятия.  Можете почитать очень интересную информацию от Г.Члиянца UY5XE о истории телеграфирования с сайта http://ham.cn.ua/istorteh/istcw.htm  Примечательно, что телетайп (RTTY), казалось бы более сложный способ,  использовался до изобретения азбуки Морзе. Но как раз именно стремление избежать сложности, сделать связь повседневным явлением и подтолкнуло Морзе к созданию своего способа передачи букв: комбинациям битов (посылок тока) различной дительности.  Передавать можно было просто замыкая или размыкая два провода, а читать, в зависимости от пожелания, или с бумаги или ушами. Как говорится проще некуда, а способ работает и по сей день.   Конечно же он "обрастал"  новыми технологиями, прошел путь от искрового передатчика до крутых трансиверов, но суть осталась прежней : точки-тире.  Очень интересно развивались оконечные устройства, особенно телеграфные ключи, то чем эти посылки формируется.  Лет десять наза я писал об этом на http://ham.cn.ua/uy2ra_p/key.html  Любопытно.
Устройства приёма (в основном с записью на бумажную ленту), как более сложные и громоздкие механические устройства, мало помалу отошли в историю и теперь телеграф принимают ушами с записью или на бумагу или прямо в компьютер с клавиатуры. Теперь становится понятным куда смещается интеллектуальный центр тяжести этого способа связи. :-)
 Поэтому, если уж мы решились изучить телеграфную азбуку, нужно решить для себя какой технологии изучения мы будем придерживаться: традиционной с запоминанием "напевов" типа "дай-дай-за-ку-рить", что до сих пор практикуется, или попробуем что-нибудь новое, вариации уже несколько раз были описаны в разных источниках.  Я придерживаюсь следующей посылки: каждый символ азбуки Морзе обладает индивидуальной мелодией, узнаваемой при любой "скорости воспроизведения". Т.е. не нужно запоминать "напевы", которые, особенно на ранних стадиях изучения, являются лишним этапом перевода прозвучавшего знака - мелодию в слова напева, и лишь потом в записываемую букву.  Тем более нельзя подсчитывать количество точек и тире, это понятно. А что же нужно? Ответ простой - запомнить мелодии (мелодии - громко сказано, но всё-таки) около 40 песен. Мы же узнаем позывные радиостанции "Маяк" по мелодии не повторяя про себя "не слышны в саду даже шорохи"?..  Современные молодые люди даже не знают этих слов (из песни), однако позывной сигнал узнают. Соответственно, изучение нужно начинать с самых выразительных мелодий, так легче запомнить. Это сложные буквы, которые в традиционной версии педагогов отодвигались на потом,  именно они запоминаются легче, чем невыразительные "Е" или "Т". Помимо этого, на самом деле принимать эти две буквы намного сложнее: прикиньте, они передаются в отрыве от остальных, и как знать, это медленно переданная "Е", или быстро переданная "Т"?  Они не имеют мелодии и различаются только длительностью. Если до и после не передавались другие буквы или цифры, наш мозг не с состоянии сопоставить длительность точки и тире, поэтому вероятнее всего возникнет логическое состояние неопределённости :-). Т.е. ошибка.  Еще одна "фишка", на мой взгляд очень ускоряющая процесс запоминания - технология тренинга при которой обучаемый сначала видит букву мелодия которой прозвучит, а потом слышит "песню". Это очень легко реализуется в компьютерных программах обучения: программа сначала выводит на экран букву, а потом, с небольшой задержкой, играет "музыку".  В соответствии с этими леммами не все компьютерные программы можно использовать на начальной стадии обучения. Напомню, речь идет о самостоятельном или дистанционном изучении азбуки Морзе.  Если вы доверяете изложенному, то скоро я напишу список букв, вернее порядок букв, в котором можно будет начать обучение.

2. Изучение азбуки Морзе. В каком порядке лучше заучивать звучание букв?
Как я уже упоминал выше, лучше запоминаются "яркие" мелодии, тоесть в тех буквах, в которых в различном порядке чередуются точки и тире. Это так называемые сложные буквы, из четырех, иногда даже 5-ти битов.  В таблице ниже приведены три варианта расположения предлагаемых к изучению букв в зависимости от обстоятельств, темперамента и желания научиться самого  обучаемого. :-)  В них буквы разбиты на группы по три, четыре и пять букв. Это и есть те группы, которые надо запоминать за один раз ( за неделю, например). Понятно, что если есть время заучить эти 3-4-5 букв намертво за две недели - спешить не надо. Две недели - так две недели. Главное добиться безошибочного распознавания букв. А как запоминать, спросите вы?  Думаю, что вы уже предпринимали ранее попытку учить азбуку Морзе с помощью компьютера и у вас есть программа, которая передает телеграфные посылки при нажатии соответствующей буквы. Если нет, то попозже я сделаю короткий обзор таких программ, доступных в интернете, и дам ссылку на программу-формирователь тренировочных текстов. Самую простую могу предложить собственного написания. :-) Не верх совершенства, но работает.  Напоминаю, мы говорим сейчас не о приёме букв, а о их запоминании. Это разные вещи, как говорят в Одессе две большие разницы.  Итак сначала таблица.  


Одна строка в неделю учить "песни"  следующих букв
Если мы никуда не спешимЕсли мы хотим быстроУ нас "горит",  боимся что бросим
Q Y F Q Y F L Q Y F  L J
L J B J B V P B V P X Ч
V P X X Ч Я Ц Я Ц Ю Z Ш
Ч Я Ц Ю Z Ш Э Э W G U D
Ю Z Ш W G U D R K O A N
Э W G R K O A M S T H I
U D R N M S T E        
K O A H I E    
N M S    
T H I
E
 

 
Первая группа  Вторая группа Третья группа
В таблице русские буквы выделены зелёным цветом. Я думаю понятно для чего.
На днях я выложил в раздел "Изучаем телеграф сами" (справа в главном меню) первые рекомендации и порядок букв, которые следует (по-моему, совершенно не обязательно обязательно :-). Стало понятно как эти буквы запоминать. Т.е. сначала буква должна появиться на экране, потом прозвучать, а мы её запомним. Если мы никуда не спешим, то соответственно первых три буквы которые должны "улечься" в наше сознание это Q, Y и А. На самом деле порядок изучения букв - понятие довольно относительное. Есть много мнений и алгоритмов в соответствии с которыми эти буквы располагаются, например по частоте употребления в речи, по количеству битов в букве и т.д. Но мы исходим из того, что учить мы их будем сами и для нас важна максимальная продуктивность запоминания. А это - выразительность мелодии. Поэтому переходим к первым практическим шагам.  
Я не буду утомлять вас перечислением достоинств и недостатков многочисленных программ помогающих в изучении азбуки Морзе, для нас самой подходящей является программа Сергея Подстригайло UA9OV и называется она CWTYPE. Вот прямая ссылка на скачивание программы. Она бесплатная, но если она вам поможет, вы сможете отблагодарить автора через его сайт: или Webmoney или добрым словом. http://www.dxsoft.com/cwtype.zip  На сегодня это версия 2.10  На самом деле программа практического применения, может быть использована как универсальный телеграфный передающий центр - в наличии множество макросов, возможность прямой передачи с клавиатуры (как АДКМ) и подключения ямбик манипулятора. Для нас решающее значение имеет то, что программа не только умеет понимать русские буквы, но и имеет возможность в нижнем окне писать буквы латиницей, а в верхнем - эти же буквы кириллицей. Т.е. дополнительно расскажет и научит соттветствию звучания латинких букв русским. Но главное - она сначала пишет на экран букву, а уже потом её передаёт.  Таким образом мы можем учиться без тренера - нажали какую хотим буковку - услышали как она звучит, запомнили. Т.е. эта программа будет у нас АДКМ.  После того, как вы программу установите, её нужно настроить под наши задачи. Пока нет нужды настраивать всё, но звук мы всё-таки настроим "под себя".
Сначала выберем куда будем выводить звук. Конечно лучше соундкарта. Не забудьте проверить чтобы вход карты не перегружался (уровни). Потом выставим желаемый тон телеграфных посылок ( уменя стоит 600 герц) и так называемый райсинг - крутизна фронта-спада посылки. Поставьте побольше, не так сильно будет "щёлкать". Все эти настройки делаем из меню SETUP-SOUND.
Следующий шаг - настройки собственно телеграфной азбуки, точек и тире.  Первое окно в панели инструментов - Sp. (Speed) скорость передачи.  По умолчанию стоит 100. Поставьте 50-60. Не слишком медленно (чтобы не перейти на "подсчёт" точек и тире) не слишком быстро чтобы путаться. Следующее окно - D/D - это "вес" тире по отношению к точке. Классический вариант - 3. Но нам, для изучения, лучше поставить 1:3,5. В реальной жизни я так и передаю. Но вы можете оставить 3. Следующее окно - интервал между буквами и словами. Тут ничего менять не надо. Последнее - это SETUP-Text.  Выберите Russian charset. Это для того, чтобы в верхнем окне программа выводила вам соответствие переданной латинской букве русской. Убедитесь, что у вас не горит Beacon (погасите зеленую метку) и включен режим передачи (зажгите красную метку). Ну и, конечно-же, включите звук. :-)  Всё. Нажимайте на клавиатуре букву Q. в нижнем окне появляется q а в верхнем - Щ и вы слышите как звучит буква q.  Всё, вы готовы запоминать знаки азбуки Морзе. В следующий раз немного методических указаний, а пока получите удовольствие!

3. Пришла пора рассказать вам как именно вы станете ассами телеграфирования.
Мы уже хорошо поработали, имеем настроенную программу, которая будет по нашей команде проигрывать нам мелодии  выбранных нами букв,  знаем какие буквы нам нужны сначала. Пора приниматься за работу.
Отключаем мобильные телефоны, предупреждаем близких, что нас 15-20 минут не будет, надеваем наушники и начинаем запоминать музыку букв Самюэля Бриз Морзе. Для этого включаем наш CWTYPE и в различном порядке нажимаем на клавиатуре буквы из первой строчки таблицы (смотри выше по тексту). При нажатии клавиши на экране появиться буква. Напрягитесь и постарайтесь запомнить её мелодию, мотив. Он тут же и прозвучит. Нажимаем следующую букву, и опять стараемся запомнить слова (букву) и музыку (мотив). И так 15-20 минут.  Обращаю ваше внимание на то, что в нижнем окне нажатые на клавиатуре буквы будут печататься латиницей, а верхнем,  показывая нам соответствие латинским буквам русских, на русском. Это для того, чтобы вы лучше запомнили замены:  С-Ц   J-Й  Q-Щ  V-Ж  W-В  Y-Ы  Х-Ь    Цифры мы оставим на потом. Они легче.
 Потом пора сменить направление. Попробуем наоборот – программа будет передавать эти же буквы, они будут появляться на экране, а вы будете пытаться угадать с трёх нот… :-)  Да только вот как заставить программу запомнить какие именно три буквы мы выучили и потом нам их передать?  В обычной жизни это делает учитель. Он пишет тренировочные тексты из букв, которые его ученик уже знает и передаёт их ему. Но вы – одиночка. И даже близкие не могут вам помочь. Но у вас есть еще один друг – компьютер. Для него эта задачка не составит труда. В связи с тем, что задачка и для меня оказалась проста :-), я написал программу, которая формирует тренировочные тексты.  Как говорит моя дочь, алгоритм простой как двери. Программа спрашивает, сколько букв вы уже в состоянии различить. Например 4. Потом она предлагает поочередно ввести эти 4 буквы, формирует из этих букв текст по пять букв, по пять групп, десять строк в случайном порядке и записывает этот текст на диск D: под именем tren.txt  Это для того чтобы вы не мучались с поиском этого файла. Он всегда будет на D: и всегда tren.txt   Можно вводить любые символы от 1 до 45. Если вы лучше воспринимаете заглавные буквы – при вводе включите Caps lock. 
Вы можете скачать эту программу по прямой ссылке formertext.exe. Всего 69 килобайт. Она не инсталлируется, не делает записей в реестр, просто формирует текстовый файл и записывает его на диск D:  Некоторые антивирусы могут запретить ей запись, но я думаю, что вы в состоянии решить эту проблему самостоятельно.  В принципе её можно запускать прямо отсюда, с сайта,  а текст она запишет к вам на диск. Но можете и сохранить её себе.  При запуске программы она спрашивает сколько различных символов должен содержать тренировочный текст.  Отвечаем, например 4 и нажать ENTER. Программа раз за разом попросит напечатать все 4 символа (которые мы только что "заучивали") и выдаст сообщение, какие символы содержаться в сформированном файле и где он лежит.

P.S.  По просьбе UT8RN собрался с духом и дописал программу формирования текстов с Windows интерфейсом. Чтобы их различать, назвал texformer.exe  Выбирайте любой вариант, какой нравится, лишь бы польза была.  Здесь русскоязычная версия с интерфейсом под Винду. 510 килобайт

  Статистика показывает что сайт читает много иностранцев (с переводчиками). Для них специально - англоязычная версия.   Знай наших, черниговских :-)  Morse trening texts generator 510 KB 
English ver. entxtformer.exe
Осталось «подсунуть» файл tren.txt нашей программе CWTYPE. Для этого в CWTYPE  входим в меню File, выбираем закладку Send Text File и уже в знакомом нам окне Windows указываем ей файл D:\tren.txt  И тут программа снова работает именно так, как нам надо. В нижнем окне появиться весь текст сразу, а вот верхнее будет работать так, как нам нужно именно сейчас: прозвучит мотив мелодия буквы, вы её произнесёте, а потом она появиться на экране. Обратите внимание: очередность с точностью да наоборот. Скорость передачи букв не ставьте менее 50.  Если возникают трудности с опознаванием букв, лучше увеличить интервал между буквами. Для этого в  окошке программе  ILS вместо цифры 3 поставьте 10-15. Звувчание знака не будет неприлично медленным, а у вас появиться время подумать о смысле жизни… :-)  Первых две недели мы ничего не записываем на бумагу. Делаем всю работу «в уме».  Таким образом на отработку приёма уйдёт еще 15-20 минут
Теперь, когда освоена технология, несколько методических советов.  В день необходимо провести два таких сеанса приём-передача суммарно около 40 минут. Ну может чуть больше. Но обязательно утром и вечером.  При желании можно провести еще один сеанс в течении дня. Но не более.  Зато КАЖДЫЙ день. Пропуск в два-три дня возвращает вас на две недели назад. Такое уж свойство нашего мозга. Не гневите его, и всё будет хорошо. Для третьего занятия, мне кажется, я «нагрузил» вас достаточно для того чтобы сделать перерыв.

4. Повторение - мать учения.
Итак, мы получили представление как это всё  должно работать вместе.  Но судя по поступающим вопросам, писаттель, вернее описатель, из меня не очень…   Вторая попытка. Повторение для тех кто понял, и исправление моих ошибок для тех, кто не понял. Предлагаемый способ изучения предполагает полностью самостоятельные действия  человека желающего выучить азбуку Морзе, в простонародье телеграф.  Раз в две недели, или реже, он может побеспокоить кого-либо из своих ближайших соседей, знающих телеграф,  для оценки приобретённых навыков.
В течении первых недель тренировки проводятся по следующей схеме: 15-20 минут передавая буквы с помощью программы CWTYPE (см. выше) человек запоминает как звучат буквы (мотив, напев, мелодия, называйте как хотите, суть от этого не изменится- это характерное звучание , писк отличающийся от буквы к букве). Для этого надо перевести на передачу программу (загорится красная метка) после чего просто в нижнем окне нажимаем желаемые буквы в латинице, в верхнем окне эти буквы будут появляться в кириллице и в наушниках (динамиках) будет слышна передаваемая буква. Не забудьте перед началом «щёлкнуть» мышкой в этом окне (set focus). Для лучшего запоминания на время учёбы лучше поставить соотношение точки и тире как 1:3,5   Это можно сделать в окошке программы D/D Тире будут звучать удлиненными, что повысит «выразительность» буквы. Позже, при желании, можно вернуться к стандартному соотношению 1:3.  Таким образом передавая буквы мы запоминаем их. Через 20 минут пора перейти к проверке – узнаванию букв по звуку.
 Тут действия несколько сложнее. Дело в том, что наш помощник немного туповат. Некоторые действия за него придется выполнить самому обучаемому. И это – формирование текста из букв которые мы только что запоминали. Для этого мы воспользуемся программой textformer. Она находится на сайте, её можно загрузить к себе на компьютер, лучше на диск D: чтобы иметь меньше проблем с Защитником Виндовс или антивирусной программой. После загрузки её нужно запустить. Её можно запустить прямо с сервера, если ваш браузер сначала спрашивает «открыть или сохранить?»  При открытии программа спросит сколько букв вы готовы принимать. Это может быть число от 1 до 45. После этого программа попросит ввести знаки в указанном количестве. Не забывайте каждый раз нажимать ENTER. После того, как вы введете последнюю букву, программа напишет вам список введенных букв (пока букв) и напомнит где лежит сформированный из этих букв тренировочный текст. D:\tren.txt Любопытства ради, можете заглянуть в него. Например с помощью блокнота. Или FAR. Вы увидите стройные группы по пять знаков из перечисленных вами букв.   Осталось запустить этот тренировочный текст в программе, а вам узнавать и произносить узнанные (если, конечно, узнаете :-) буквы.
В программе  СWTYPE, в главном меню, выбираем закладку File. Затем Send Text File, после чего в обычном виндовом окне указываем программе наш файл D:\tren.txt В некоторых WINDOWS (зависит от настройки) файл будет показан как просто tren, без расширения txt после точки. Всё, жмём ENTER.  При  этом весь файл будет показан в нижнем окне, а при запуске режима «Передача» программа начнет выводить знаки поочередно в верхнем окне и в русском написании, после того как знак прозвучит. Скорость изменять в окошке Sp. (Speed). Если не успеваете узнавать и произносить буквы, задайте больший интервал между знаками и словами. Это окошко ILS. Там вместо трёх поставьте что-нибудь 20-30,  что приведет к увеличению интервала при сохранении скорости передачи буквы.  Повторяю, пока мы ничего не записываем. Просто узнаём букву и произносим её. Спросите когда писать будем? Да через две недели, когда по одной начнём добавлять к буквам цифры.   Но это будет через две недели. А пока добросовестно проводим два-три  цикла (передаём-принимаем) в день. Как только вы будете уверенно узнавать все 6 первых букв (или 8, или 10) можно будет перейти к распознаванию одной цифры. Это будет конечно же 1. Тогда же мы попробуем первый раз принимать на бумагу.  Это тоже не очень просто поначалу… :-)   Вопросы наращивания скорости и прием смысловых текстов (слов) отложим на потом.


Прошла неделя.  Мы настойчиво занимаемся запоминанием букв (Пока. Дальше будет и приём смыслового текста, и радиожаргон, и типовые связи и Q-код, Еще много чего). Уже есть определённые успехи, но для того, чтобы идти дальше - нужна уверенность что уж эти то буквы мы уже безошибочно узнаём.  Правда узнаём? Если нет, тренируемся еще. А пока пошутим.
 "Установила на рабочий комп программку «Морзе»: нажимаешь букву — раздается соответствующий звук морзянки. Приятно вспомнить молодость! В пятницу работаю до обеда, но комп не выключаю, когда ухожу: могут понадобиться базы данных.
В понедельник включаю компьютер. Заставка не та, иконки не так стоят. Злюсь: типа, кто сидел на моём стуле? Заходит начальник и говорит: «Я на твоём компьютере винду переустановил, а то глючить стал: кнопку нажимаешь, а он пищит!"  :-)

P.S.  Уже третья жалоба, что файла на диске D: не образуется.  Проблема - безопасность VISTA и WINDOWS7. Они не позволяют программе записать файл (даже текстовый) на диск D:
Решение 1: разрешить программам запись на диск D:
Решение 2: Копировать сформированный в программе текст и вставлять в блокнот, например. А уже из него файл сохранять куда WINDOWS разрешит... :-)

Прошло две недели. 
И мы почти уверены, что уж шесть то букв мы принимаем уверенно. А почему почти? Да потому что две (а может и три) буквы постоянно путаем. Ну, например L и F.  Совершенно естественная ситуация – мы не вундеркинды и азбуку Морзе в школе не преподавали. :-) Конечно есть решение. Просто формируйте тренировочный текст из двух букв, которые вы путаете и одной, которую вы 100% не спутаете ни с какой другой. Тренируйте узнавание до тех пор, пока точно не будете распознавать все шесть букв первых двух недель. (Смотри таблицу)  Как только мы стали уверенными в себе (в наших 6-ти знаках) предпримем попытку записывать принятые буквы и добавим в «рацион» цифры 1 и 6. Кстати, этого правила будем придерживаться и впредь – на 6 новых букв 2 новых цифры. (По порядку, следующие 2 цифры, после 6 новых букв – 2 и 7).  Но только после того, как стали распознавать безошибочно все буквы.
Итак будем записывать принимаемый текст. Сразу возникает вопрос: какими символами записывать: русскими, латинскими? Прописными или заглавными?  Сразу ответ: латинскими – латинские буквы, русскими – русские буквы. Все буквы прописные (маленькие). Исключение составят позывные сигналы, они всегда большими, заглавными,  но до них мы еще не дошли. Пока мы учимся, текст  мы будем записывать по пять знаков в слово (у радистов называется «группа»), пять групп в строке.  Примерно так, как формирует текст на экране программа TextFormer. 
Записывать лучше всего карандашиком, заточенным с двух сторон. (на случай если сломается одна сторона, есть запасная) Карандаш мягкий, не хуже М1. Можно М2. Сначала, даже бумага вам сможет помочь – она должна быть в клеточку. Так легче размещать буквы в строках и столбиках. Сразу замечу, что начертания букв (некоторых) следует несколько «искажать» для того чтобы повысить их «разборчивость» при последующем прочтении. Так, например, написанные второпях буквы t и f  будут очень похожи. Чтобы их не путать, специально удлиняйте палочку в t вверх, а в f вниз. И так далее. Т.е. насколько вам позволит ваш многолетний навык написания букв, (специалисты говорят что подчерк вообще изменить нельзя!) следует их писать по особенному, осознавая, что неразборчиво записанная буква в радиограмме – ошибка.  Старайтесь записывать буквы красиво – на уровне подсознания это эквивалент «разборчиво».  Во многих источниках я читал, что писать надо, не отрывая кончик карандаша от бумаги. Не согласен. Совершенно не обязательно. Главное – разборчиво, чётко выдерживая интервал на бумаге (строка-столбик) и быстро. Достаточно часто будет случаться ситуация, когда мы «прозевали» какой-то знак, а уже звучит следующий. Золотое правило: пропускайте одно знакоместо и продолжайте писать следующие символы. Начнете задумываться, вспоминать, пропустите больше.  У радистов-профессионалов есть способ перебить передающего и запросить снова группу с пропущенным символом. Но часто такой возможности нет. А у нас точно нет. Попробуйте перебить компьютер и сказать «вот с этого места еще раз, пожалуйста» :-)  На самом деле, при профессиональной подготовке радистов, у них вырабатывается умение записывать принимаемые символы с «запозданием». То есть не писать сразу первый символ, а дождаться второго, прослушать его, распознать и тогда, удерживая в уме второй символ, записать первый. И чем больше символом вы сможете удержать в уме, тем лучше. Вы скажете – китайская грамота, зачем? А ответ прост. Время, необходимое для записи различных букв разное, а когда мы записываем буквы с задержкой, мы можем скомпенсировать эту разницу за счет того, что в «обработке» будет несколько символов в уме: на одной букве потеряли, наверстали на другой, короче. Это так же полезный навык при приёмe смыслового текста: буквы слова нужно удержать в голове до тех пор, пока не последует пробел, и тогда точно «прочитать из буфера» всё слово с окончанием , подежом и временем. Это очень важные характеристики слова.  Но это на перспективу. А сейчас пробуйте записывать шесть букв и две цифры.  


Прошло три недели.
Мы уже уверенно принимаем 9 букв и две цифры. А может даже больше. Пришла пора включить в мыслительный процесс переключение русский – английский.   Это не так просто, как может показаться.  До этого мы усиленно тренировали мозг, делали всевозможные упражнения, в то время, как он не был занят: просто «передавали» в уме знакомые буквы в вывесках магазинов, мимо которых проходили, надписи на бигбордах, номера машин, стоящих на перекрёстке. Годится всё.  Позже, когда мы запомним все знаки, перейдем в приёму  с «дефектами качества», в условиях помех, с укороченными тире и т.д.  Для этого тоже есть соответствующая программа, даже две. Но лучше всё по порядку.
Пока вы не запомнили все знаки, вам не следует пытаться принимать что-либо из эфира. Например, во многих источниках предлагается «вылавливать» знакомые знаки из эфира, слушать специальные тренировочные тексты, которые передают многие радиолюбительские радиостанции и т.д. Не делайте этого. Это только затруднит вам движение вперед. Если вам уже скучно принимать знаки по чайной ложке в день, пытайтесь принимать их гораздо быстрее. Но только те знаки, которые вы знаете. Я уже упоминал, как бороться с «путанием» знаков.  Займитесь этим. Распознавание должно быть 100-процентным.  Очень хороший приём – принимать тексты в которых  новых знаков в два раза больше чем «старых». Хороший вариант – начать изучать по 5 букв в неделю. Всё зависит от того, как легко вам дается обучение и сколько времени вы можете уделять этому ежедневно.  Даже если вы и совершаете ошибки, но эти ошибки с различными знаками -  это хороший признак.  Но, вернемся к нашим буквам. На очереди – «русские» символы. Т.е. буквы кириллицы. Вы уже успели заметить, что они сложнее. И рука так и тянется записать латинскую букву… Но вы им одолеть себя не давайте – пишите правильно. Будьте внимательными.  Не забывайте добавлять в буквам последующие цифры. Пока теоретически готовимся к наращиванию скорости приёма. Для этого нам не понадобится ничего нового – только терпение и желание доучить телеграф до конца. Первым шагом на пути увеличения скорости приёма будет не увеличение скорости передачи нашей тренировочной машины, а сокращение интервала между знаками.  Соответственно с теорией минимальный интервал равняется 3. Не забывайте сравнивать то, что вы приняли с текстом, который передала программа. Сделать это легко. Вы уже научились с лёгкостью формировать себе тексты с нужными символами (программа TextFormer). Всё то, что только что передала программа-тренер CWTYPWE вы можете найти в файле tren.txt на диске D.  Если лень искать на диске, можно просто скопировать в буфер обмена текст из окна TexFormer программы и затем вставить, например в блокнот.   Понятно, что с ростом числа выученных букв усваивать новые всё труднее и труднее, но вы не сдавайтесь. Придерживайтесь  принятого темпа 5 знаков в неделю: три буквы и две цифры. Когда станет совсем трудно, подумайте о том, что если вы выстоите, то с полным правом сможете называть себя радистом. :-)  Я вам желаю побольше свободного времени от ежедневных забот и настойчивости в достижении цели. 



Прошёл месяц. Мы (м)учим азбуку Морзе. :-)
Если вы придерживались рекомендаций, то сейчас вы можете почти без ошибок принимать что-нибудь около 15-20 символов (с небольшой скоростью). Не факт, что скорость с которой вы принимаете есть показатель успеха в обучении. Совсем нет. Главное – безошибочно принимать символы и без напряжения их записывать. Пока приём с записью символов предпочтительнее, потому что основная работа вашего мозга сейчас – распознавание символов. Незачем загружать его еще и запоминанием нескольких знаков в «очередь». ( Если ваши результаты значительно лучше описанных, то вы смело можете тренировать свою голову на приём «с отставанием» на один-два знака.) Принимать можно как старым дедовским методом, на бумагу, так и по новому – с клавиатуры прямо в файл. Ближе к концу обучения вы поймете, что чаще будете пользоваться компьютером (различные логии, кластеры и т.д.), но пока писать лучше на бумагу: привычнее и остаётся больше времени на «слушание» знаков. Впрочем, это никак не регламентируется, и, если вам удобнее клавиатура,  то "и клавиатура вам  в руки".  :-)
Во многих встречавшихся мне материалах я читал, что нельзя подавать обучаемым что-то новое, пока не завершится процесс заучивания всех, без исключения, знаков. Если это новое – попытки учиться передавать, то да. Не следует. Тем более что пытаться учиться передавать в одиночку на простом ключе нельзя категорически. Обучить передаче простым ключом можно только очно, причем с хорошим учителем. Беда в том, что чаще всего самоучки «срывают» руку, и лечить это потом – проще руку отрубить, не лечится. Происходит следующее, неконтролируемые попытки увеличивать скорость передачи при недостаточно развитой гибкости запястья приводит к тому, что обучаемый всё больше и больше начинает передавать не заученными и контролируемыми движениями запястья и локтевого сустава, а судорожными движениями кисти. Эти движения «запоминаются» моторикой и вот вам результат – получается радист с такой корявой передачей, что иногда невозможно разобрать что он передает. Мы будем учиться передавать, Но учиться мы будем или на полностью автоматическом (электронном) ключе, или на полуавтоматическом – виброплексе (те у кого денег побольше, штучка недешевая). И не сейчас. Любопытства ради можете посмотреть видео о работе полуавтомата. http://gosh-radist.blogspot.com/2011/12/vibroplex.html  Очень занятно. Но это еще не скоро.
А пока вернёмся к приёму. Если ваши результаты и правда значительно лучше, чем упомянутые выше 15-20 символов, можете разнообразить своё обучение. Например, время от времени пытаться принимать (но не часто) со значительно более высокой скоростью отслеживая передаваемые символы (только знакомые) на распечатке или на экране монитора. Или попробовать сделать шаг вперед (забегая) и познакомиться с нашей следующей тренировочной программой Koch method CW trener G4FON. Её можно скачать в Интернете, она бесплатная.
http://g4fon-koch-method-morse-trainer.software.informer.com/9.2/download/  
И так, чем же она может быть полезна нам, ветеранам радистам, которые уже всё знают и умеют? :-: Первое, и самое главное, она умеет имитировать реальные условия эфира. Добавить шума, помех, умышленно «искривить» качество передачи, чтобы затруднить вам приём, добавить QSB, flatter, chirp и многое другое из того, что обычно осложняет жизнь. Но мы ведь лёгких путей не ищем ?
Второе: программа имеет настройки скорости и сжатости передачи, изменяющихся в широких пределах. Особенно радует очень широкий диапазон задержки ввода на экран прозвучавшего символа. Она может передавать не группами, а словами, длину которых можно настраивать. Попробуйте и вы увидите разницу… :-)
Третье: программа может передавать целые телеграфные QSO между различными корреспондентами. Но это всё – в будущем. Сегодня мы только попробуем принимать в трудных условиях. Помните, что это пока только развлечение. Пока вы не научитесь принимать все знаки, пользоваться этой программой можно ограниченно.
Итак, после того как вы скачали программу и установили её, можно перейти к настройке.
Первая строка как всё в WINDOWS – главные пункты меню: Start Stop и Finish без комментариев. Text File – выбор нашего (или другого) файла тренировочного текста. WORDS пропускаем, потому что еще не знаем всех символов, а программа наячнет передавать нам целые слова на английском языке. По той же причине пропускаем QSO’s к которым вернёмся по изучению всех символов.
Самое сложное меню – SETUP.
В GENERAL SETUP мы можем выбрать много чего, но главное для нас сейчас – это качество передачи знаков имитирующих «ручной» ключ (если выбрано) и применять ли вбранную паузу для разделения слов (групп) или знаков. И еще продолжительность сессии.
MORSE CHARAKTER SETUP - выбор символов, которые программа будет передавать (использовать). Типа нашего TextFormer.
COMMON WORDS – выбор знаков внутри слов, предлагаемых к приёму и количество самих слов и их дину (WORD LENGHT).
Всё это пока можно пропустить, так как понадобиться оно нам значительно позже.
Прерходим к настройке того, что будем использовать сейчас.
Display delay – задержка ввода символа на экран после того как он прозвучит.
Pith – высота тона телеграфных посылок.
Characters – количество разных символов к передаче (сколько мы уже успели выучить). Сами символы выбираем в SETUP-MORSE CHARACTER
Actual character speed – скорость передачи знака.
Effective code speed на самом деле тоже в WPM, то есть практически это величина интервала между символами. Чем она меньше, тем больше интервал между символами.
Все настройки справа – степень в которой программа может усложнить вам приём: уровни полезного сигнала, шума, QSB, QRM, «чиркания» сигнала, «кривизна» ручного ключа и т.д. Вот это – то что нам нужно для разнообразия.

Напоминаю, программа английская, русского языка не знает. Достаточно в текст поместить хотя бы одну русскую букву как программа замолкает и хранит молчание, пока текст не сменится.
Таким образом, только для того, чтобы разнообразить хоть немного достаточно монотонный процесс обучения, вы можете принимать сформированные вами тексты (напомню, без русских букв) в новой программе с помехами.

Контрольная по первому месяцу обучения.
Данное количество символов с данной скоростью в принципе вы должны принимать. Приготовьте карандаш и бумагу, запустите проигрыватель и, не глядя на экран, примите 50 групп текста. После чего сравните принятое вами с текстом на экране. Если есть трудности, значит следует увеличить интенсивность занятий. 




QQZLJ ЯJFVP YBYZQ JШVЦJ ЯZЯJF
JPLZJ BFШJЦ ЮBШZQ FFBQX QЦЧЦЯ
XLЯXЮ ЧЮLЯJ YЦBШB XЮЯVQ ЯЮЦЦF
FШЦXZ ЯJYЧJ ШFJXЮ FFJFX BJFЧЦ
ЦYYQY ЦZVЧP ЦBVZZ FYYQF ЯLXLV
ZJJЧЯ ШJBJЦ ЦXЯPX XШЯYB PYQXЯ
YШZЯШ JЯЦBЧ FLЮVY ЮJQYШ XЯYЯQ
JШXJP ШVVBY ZЦFШB YШPLZ XYЧШX
JPLFЯ ЮЧЯXY ЦFLШЯ PЮFQF QVVVY
PBPЯZ XLVXШ ЧLЯXШ VVЧЦP LЯZЦШ 


Учим телеграф дома. АзбукаМорзе II

Прошел месяц и неделя. Готовимся к урокам передачи..
Мы переходим к изучению трёхбитовых букв: G, W, K, R, U  e.t.c  Конечно, в процесс нужно внести изменения. Поскольку буквы и короче и мелодиях их проще, как говорит мой друг UY2RY,  "два притопа, три прихлопа", их надо принимать (запоминать) со скростью на 30 процентов быстрее. Следует внести соответствующие изменения в программу СWTYPE.  На этом этапе я рекомендую закончить со всеми цифрами. Т.е. мы примерно на середине процесса обучения. Вы скажете, О!  А передача?   Не беспокойтесь. Не забыта. Дело в том, что если вы уже принимаете, то научиться передавать на полуавтоматическом (виброплекс) или полностью автоматическом (ямбик) ключе не потребует от вас времени больше недели. Да, такой вот оптимистический прогноз. Надеюсь вы помните, что существует категорический запрет на самостоятельное изучение передачи обычным (STRAIGHT)  ключом?! Но до этого надо совершенно безошибочно (на небольшой скорости) принимать все знаки. Вот над этим мы и работаем. Если дела у вас продвигаются хорошо, то пробуйте в эту неделю запомнить 6 букв G-W-U-D-К-R.  Оставшиеся односложные, состоящие из одих точек или тире, не будут совсем простыми. Путаница будет возникать по прежнему :-)  Это   S и H  (по три и четыре точки),  Ш  и O. соответственно  ноль и Ш и  т.д. Поэтому не расслабляйтесь, вам понадобится всё ваше внимание и сила воли продолжать не снижая интенсивности занятий. Успех уже близок. Если ваше продвижение вперед не так безоблачно, придерживайтесь графика и таблицы приведенных выше. Одновременгно нужно готовить материальную базу для перехода к изучению процесса передачи. Нам необходимо определиться с выбором ключа и провести некоторые мероприятия технического характера. Конечно, если у нас уже есть трансивер с встроенным электронным ключом, то нам останется только первая часть. А если нет? На помощь прийдёт  наш хороший знакомый CW TYPE. Если в вашем компьютере есть физический СОМ-порт, проблем (вернее затрат) меньше.    Если нет, что скорее всего имеет место быть, вам прийдется кроме манипулятора приобрести еще и преобразователь USB-COM . В общем случае это устройство с одной стороны имеет разъём USB, а с другой разъём COM порта.  Когда (и если) будете приобретать, интересуйтесь насколько полный это аналог RS232 COM порта, потому что иногда попадаются упрощенные до трёх проводов варианты, которые нам не подходят. В комплекте обязательно должен быть драйвер. В принципе их (или его) можно найти в интернете, но лучше "потрясти" продавца, съэкономите время и нервы. Одним словом не покупайте китайское, себе дороже будет. А если вы решите продолжать использовать CWTYPE  на своей радиостанции как CW передающий центр,  то вам необходимо приобретать преобразователь один USB на 2 СОМ, потому что CWTYPEеще умеет переводить трансивер на передачу.  А вот когда мы "увидели" в своём компьютере СОМ порт (или, что лучше, два), можем перейти к изготовления интерфейса для подключения к компьютеру приобретаемого вами паддля. Паддль - это телеграфный манипулятор с двумя независимыми "крылышками" (контактами). Они бывают самых разных конфигураций, но основное различие - динна рычагов до оси, на которой они вращаются, и после оси.  Разница небольшая, как вы видите, и, к сожалению, вы её ощутите только тогда, когда станете пробовать передавать, тоесть после покупки :-) Для людей с большими и сильными пальцами можно рекомендовать манипуляторы в которых расстояние от "пальцевых" рычагов до оси меньше, чем от оси до контактных окончаний рычагов. Наоборот, людям с гибкими, "музыкальными" пальцами лучше работать с паддлем в котором соотношение длин рычагов до оси и после обратное. Конечно-же, это не правило. Вам может как раз понравится более звонкое "клацание" ключа с обратным пересчётом, например  1 к 2, а то и 3. На самом деле всё не так принципиально и всегда может быть изменено. У меня, например, два манипулятора как раз с разным соотношением длинн рычагов: 1:2 и 1:1.  На фото два  паддля  (использую под настроение :-) : справа 1:2, а на втором 1:1. 

На принятие решения, поиск, заказ и т.д уйдет время. Займитесь этим сейчас.  Посмотрите в интернете, что вы сможете себе позволить, но думаю в основном вы удовлетворитесь соотношением цена/качество  предлагаемое Юрием Шевченко ur5cdx.com. Именно его продукция на фото вверху.  При наличии интереса и денег на это могу порекомендовать еще paddles Sculpture. (Я уже не упоминаю классический Bencher). В общем что найдете в интернете - всё ваше. Не покупайте паддлей с одним рычагом - что бы ни писали о том что разницы нет, не верьте, она есть и значительная. За счёт экономии движений пальцев в ямбик ключах сбоев и ошибок при передаче ЗНАЧИТЕЛЬНО меньше.  Итак  вы озадачены приобретением необходимых нам предметов, а пока займитесь нашими буковками.

Прошёл меся и две недели.
Мы приложили немало сил к самостоятельному изучению азбуки Морзе и у нас есть определённые успехи. На полном серъёзе - этим можно гордится. Полностью ваша заслуга. И пусть еще не все знаки мы знаем, но сравнить есть ч чем: два месяца назад мы были нулевые... А сейчас худо-бедно принимает настоящую морзянку.  На прошлом нашем виртуальном занятии  я поставил задачу выбрать и приобрести телеграфный манипулятор. Думаю, не все еще даже определились с выбором, не говоря уже о приобретении. На пршлом занятии я рассказывал о том (примерно), как можно определить  хороший будет для вас манипулятор или не очень. Спустя неделю могу добавить один очень серъёзный аргумент: манипулятор должен быть красивым. Это для того, чтобы радовать своим видом ваш глаз, а звонким клацанием уши. не забывайте, что он будет стоять на столе даже слегка впереди трансивера.... Один совет из личного опыта - лучшее покрытие и цвет - хром. Причина одна - на нём сразу видно и пыль и грязь, в том числе отпечатки пальцев, и с этой поверхности их легче всего удалять. Если пальцы у вас крепкие, то обязательно выбирайте паддль с хорошим весом основания.  Снизу всегда есть отверстия с резьбой (несквозные), но делать дырки в столе тоже идея не очень. Пластилин и спецпластик тоже хорошо до определённого момента. Рано или поздно на столе останутся следы и это будет оскорблять ваше эстетическое чувство прекрасного - с замечательным красивым электромеханическим устройством какие-то неряшливые пятна...  Ну пошутили и к делу.  Нам уже давно пора проверить правда ли то, что нашу программу-обучалку можно использовать и в "прямом эфире". Для этого мы попробуем первые шаги по конфигурации  связки программа-трансивер, пока не применяя самодельных устройств для подключения манипулятора. Сначала проверим сможет ли она управлять трансивером, и, если да, то начнем готовить так называемые макросы - заранее приготовленные фрагменты текста, которые повторяются при каждой QSO, например my name is George George. Вы скажете жульничество - надо передавать всё самим. С одной стороны да, а с другой этот прием не только съэкономит вам время на обдумывание следующей фразы, а еще и эту передаст без единой ошибки, что конечно же сделает связь морзянкой красивее. Вы же не станете спорить что передача без сбоев лучше чем ошибки? Но про макросы позднее, а сейчас урок техники.     CWTYPE управляет трансивером.
Для начала определимся с тем, что у нас есть. А должно быть или устройство типа RIGEXPERT, или UnicomDual, или самодельные адаптеры, которые мы уже используем в связке трансивер-компьютер, а если нет, то прийдется делать одно из приведенных в описании программы CWTYPE. Нажимайте закладку HELP и смотрите.  А если у нас уже чего-нибудь есть, то всё что нам надо - это посмотреть по какому COM порту (или виртуальному СОМ порту если он образован преобразователем USB-СОМ) производится телеграфирование  CW и перевод на передачу PTT. Скорее всего это будет СОМ 2. Тогда мы  запускаем CWTYPE, входим в SETUP - INTERFACE. Поскольку у нас не прямой СОМ порт выбирается COM-Port (via Windows API) что означает управление не на уровне прямых напряжений на выходах порта, а управление сигналами на контактах преобразователя USB-COM (наиболее часто встречающаяся ситуация). Обращаю ваше внимание что весьма вероятно что в предложенном вам перечне будет то, чем вы обычно управляете трансивером, например OmniRig, RigExpert или вообще WinKey.  Чтож, тем лучше для вас. Если же нет, напрмер вы используете Logger32 или DX4Win, то тогда прийдется узнать кое-какие установки, применяемые в любительском радио по умолчанию. Например почти во всех программах выход СОМ порта RTS используется для управления реле приём-передача. А вывод DTR - для передачи данных, в нашем случае это  СW манипуляция. Обращаю ваше внимание на то, что в применяемых вами интерфейсах уже решена проблема питания, а если же вы применяете самоделку по схеме из HELP, то дополнительно необходимо выбрать контакт с которого вы будете получать питание для своего устройства. Несколькими постами ниже я писал как раз о аналогичной проблеме в интерфейсах для FSK манипуляции http://gosh-radist.blogspot.com/2012/01/pc-rtx.html Одно и тоже, только здесь, в СWTYPE, нужно выбрать какой именно контакт будет питающим. В общем виде выбираем Windows API, COM2, RTS, DTR, питание оставляем NONE и NONE.   Как только мы зафиксируем все установки нажав кнопку Applay, наше устройство готово передавать не только звук в динамики компьютера, но и перевести трансивер на передачу и проманипулировать трансивер в CW моде.  Если мы еще и большие любители передавать с клавиатуры, то нам понадобится еще перейти в закладку MOX и Paddle (MOX=VOX в телеграфном режиме) и выставить там желаемые параметры. Напоминаю : Enable - разрешить. :-)
Для начала включить автоматический переход на передачу, когда с клавиатуры введено более двух знаков(выбираем количесвто знаков). После устанавливаем задержку от нажатия паддля как минимум 50 милисекунд (зависит от скорости срабатывания ваших реле), ставим галки TX OFF когда опустеет буфер и еще более точное указание возвращаться на приём после "молчания" длительностью 8 (выбираем) точек. Applay и Save.   Всё. Мы готовы передавать в реальном эфире, с реальным трансивером и реальные тексты либо из буфера (макросы), либо с клавиатуры, либо (попозже, когда подключим паддль) нашим ямбик манипулятором. Кто очень нетерпеливый, может почитать HELP по формированию макросов, у кого с нервами всё в порядке продолжает принимать буквы. Их осталось еще достаточное количество... :-) Но попробовать управляет ли программа вашим трансивером можно. Маслом каши не испортишь. Наберите на клавиатуре CQ CQ и, если ваш трансивер отреагировал адекватно - примите мои поздравления. Если нет, читайте всё с начала. Или задавайте вопросы. Я всегда на них отвечаю.

Прошёл меся и три недели.
Вот вы уже ивышли на финишную прямую - недоученных символов осталось меньше половины. Мы еще не говорили про знак вопроса, знаки препинания, слитно передаваемые сочетания типа AR KN и ВK. Но для этого просто нужно время, трудностей теперь не будет. Ну если только с силой воли - дойти до конца. :-)  Одним словом мы заметили, что чем больше символов мы знаем, тем труднее нам даются новые. Это совершенно естественно: выбрать одну из двух девушек гораздо легче чем одну из пяти... :-) Чем больше букв, тем сложнее их распознавать. Но нам деваться некуда, нам необходимо дойти до конца. Проблема этого этапа, описанная выше, не должна вас огорчать, это нормальное явление и этот этап благополучно  и не один раз пройден другими изучающими азбуку Морзе.  Так что же сделать чтобы двигаться вперед быстрее? ( Не в ущерб достоверности принимаемого). Первое  - "внутренняя" поправка. Вы должны понимать что работать стало сложнее и на каждом своём занятии вам необходимо всё более и более концентрироваться на прослушивании звучащих знаков. В паузах ваш мозг отдыхает. Но как только зазвучала азбука - Ахтунг ! Мобилизация!  Прозвучали знаки - переключайте внимание на руки - пишите символы красиво и разборчиво. Если некоторые знаки продолжают путаться раз за разом - возвращаемся к старой технологии - формируем текст из четырёх букв: две наши неразличимые и две любые другие. Дл тех, кто читает не с начала, у нас есть инструмент создания тренировочных текстов под задачу - textformer. Почитайте первую часть. Этот "специализированный винигрет" надо использовать  до тех пор, пока буквы не станут чётко различаться.  Если следовать плану по времени, то те, у кого с вышеперечисленными символами проблем не возникло, могут попробовать продвинуться несколько вперед: буквы из восьмой строчки таблицы. Если начнут путаться  буквы S и H и цифра 5, у нас есть для этого специальныйы приём :-) (только что описан) . Они сложны в различении потому что состоят из одних точек и не имеют характерного звучания.  Тут очень пригодится музыкальный слух, у кого, конечно, есть. :-) Если нет - скорость меньше и слушать, писать, снова слушать и так до  тех пор пока цель не будет достигнута.
Те, кто выбрал для себя рабочим графиком второй столбик таблицы, подошли к завершающим изучение символам: знаку вопроса, точке, запятой. разделителю (правый слэш) и специальных сигналов передаваемых слитно:
AR - перехожу на прием (на передачу больше не включаюсь).
KN - слушаю только названный позывной
SK - для вас полное окончание связи. Часто передают представляя символы VA :-)
Передаваемые без раздела между составляющими они превращаются в новый длинный символ который мы должны различать как отдельную "букву" несущую специальный смысл. На самом деле практической нужды в них нет и они являются эдаким лихачеством, подчерком профессионалов. В повседневной работе, совершенно не напрягаясь, можно обходится без них. Знание знаков препинания обязательно. Если у вас нет проблем с записью принимаемых текстов, это радует. Если, например, столбики получаются "кривые", то следует слегка снизить скорость, может быть использовать при тернировках бумагу в клеточку.... Однозначно, если вы не можете сами прочесть свои записи, то необходима коренная реорганизация: на шаг назад, сбросить скорость и обязательно бумага в клеточку.  Не забывайте того, что это всего-навсего рекомендации. Вы сами захотели учить морзянку и вас никто не контролирует. Поэтому только вы можете проанализировать свои успехи и дать им объективную оценку. Всё записанное вами должно быть абсолютно разборчиво и для других. Т.е. только вы можете довести дело до конца. Если всё и правда ОК, то следующие шаги -  наращивание скорости приёма. Но это будет завтра.
А пока готовимся изучать процесс передачи. Как уже упоминалось выше, скорее всего ямбик key у вас встроен в трансивер, поэтому и пробовать можно прямо на нём. Если же в трансивере нет Yambic или, что еще более печально, вообще нет трансивера, то прийдется использовать наш старый добрый учитель CWTYPE. Прежде чем мы начнем знакомиться с понятиями ямбик технологии, необходимо подготовить материальную базу. Ранее я уже ориентировал вас на приобретение ямбик манипулятора и, надеюсь, что вы уже на половине пути: приобрели хотя бы манипулятор, не уверен что приобрели и USB-COM устройство. Но это нам необходимо, устройство всегда можно применить для другой задачи. Итак мы имеем переходник USB-COM либо выполненный прямо на разъеме, либо со шнуром.  В мануале к программе есть схемы, которые необходимо исполнить либо применительно к паралельному порту, либо к последовательному. Проблемы скорее всего возникнут при реализации схемы с использованием параллельного порта, так как USB сначала преобразуется в COM, а затем в LPT. Это неудобно. Более того, установки  "зашитые"  автором программы в бинарный код не позволят использовать один и тот же COM порт и для приёма сигналов манипулятора и для управления трансивером: одни и теже контакты используются программой для разных целей. Поэтому мы построим отдельное устройство, которому внутри компьютера можно назначить любой другой номер - он виртуальный. Собственно схема. Она простая. Требования к деталям: они должны выдерживать удвоенное напряжение  в 25 вольт (RS232 стандарт) , тоесть как минимум 50 вольт. Конечно, если мы намереваемся работать со своего ключа с большой скоростью, то достаточно высокоомные входы с конечной ёмкостью и сопротивлением будут формировать определёную задержку (пологий скат фронтов), поэтому транзисторы по возможности желательно подобрать с большим коэффициентом усиления. Но не обязательно.
Это устройство в принципе можно назвать "конструкцией выходного дня", если бы не аккуратность с которой нужно это делать. Навесной монтаж здесь - самый плохой вариант. "Открытые"  входы логики в преобразователе очень "нежные" легко могут принести вам ущерб стоимостью в полное устройство USB-COM. :-(  Поэтому лучше изготовить маленькую печатную плату, исключающую случайное замыкание  проводников между собой. При завершении всех подготовительных и монтажных работ начнём подключать манипулятор к программе.
Как настроить преобразователь USB=COM.
Во-первых, мы должны инсталлировать в систему наш преобразователь USB-COM, назначить ему номер порта, отличный от уже используемых и настроить на общение с ним нашу программу. Первым делом мы заглядываем в диспетчер устройств и смотрим есть ли у нас уже установленные виртуальные COM порты и какие номера они заняли.  Например UnicomDual занял виртуальные COM порты COM1 и COM2.  Как только мы вставим в разъем USB порта наше устройство, диспетчер устройств покажет, что у нас появиллся еще один COM порт. Причем номер ему будет присвоен такой, какой захотела WINDOWS. Например COM9.

В принципе можно не менять, но если это не последний порт, который мы устанавливаем, то лучше переназначать номера по порядку.  Для этого щелкаем правой кнопкой по вновь образовавшемуся порту и выбираем закладку свойства. Port settings.  Далее проверяем чтобы установки были аналогичные первым двум (не обязательно, но так они будут обслуживаться быстрее): 19200, 8, N, 1, None. None - это управление потоком данных (Flow control). В данном случае обозначает что никаких специальных алгоритмов не применять, т.е. чистые ключи: есть нажатие - поменялся уровень.   Но главная кнопка - Advanced. Тут можно назначить номер порта, что мы и сделаем, например выберем COM3. Или СОМ4. Не особо важно, главное повторить этот номер в установках CWTYPE.
      Ну вот. Теперь у нас есть еще один COM порт под номером 4, на взаимодействие с которым мы и настроим нашу программу. Соответственно, манипулятор желательно всё-таки подключить... :-) В запущенной программе CWTYPE открываем Setup - Interface - Paddle Port выбираем COM-port. Ниже ставим номер COM port 4 и выставляем, если есть нужда, контакт отвечающий за DOT  и DASH.  Если не нравится стандартное расположение точки справа, тире слева, можно поменять выбром Keying Voltage.  Аpplay SAVE, OK.  Всё. теперь мы готовы передавать и с помощью ямбик  манипулятора. 


Прошло два месяца.
Я надеюсь, что процесс приобретения ямбик манипулятора близится к завершению и количество безошибочно принимаемых нами букв неуклонно растёт. Мы доучили все оставшиеся односложные буквы Т, Е. I. М, N, A. Но мы умышлено обходим молчанием приём смыслового текста, который вы могли бы уже попробовать принять. Почему?  Потому что мы еще не готовы к приему не только смыслового, но и служебного (в полном объеме) текстов. Или радиограмм, называйте это как хотите. Можно даже таким романтическим детективным словом как «шифровка».  Во-первых, мы только познакомились с понятием «служебный символ» и они для нас пока состоят из некоторых знаков препинания, AR, KN, VA,  и пока всё. Во-вторых, методика приёма на слух отличается от приёма монотонно выстроенных групп по пять символов в пяти граппах…..   Ну и в третьих, что основное – скорость приёма у нас оставляет желать лучшего.  На этой неделе мы должны «доучить» все служебные знаки включая знаки препинания, оставшиеся буквы и попытаемся сделать первые шаги по ускорению приёма.
Как справедливо заметил один из читающих эти материалы, больше всего огорчает, когда знак не распознаётся никак, как бы ты не напрягал память. Это действительно сильно сбивает с толку. Особенно если за ним следуют другие. Но, мы уже почти опытные радисты и применим такой специальный способ обозначить не декодированный знак - начертим длинную вертикальную линию вместо непонятного символа. Это для того чтобы обозначить что в этом месте был передан ни символ буквы или цифры, ни один из известных нам служебных символов. Таким образом чем  больше служебных символов и знаков препинания мы знаем, тем лучше. Но когда вы посмотрите на список знаков препинания (кстати их все благополучно передаёт CWTYPE, стоит вам только набрать на клавиатуре  соответствующий символ, исключение одно - программа не знает  восклицательный знак --..--), то невольно огорчитесь – дополнительная нагрузка – еще десяток не самых простых в приеме пяти, а то и шестибитовых символов.  Но если мы хотим принимать смысловой текст, то должны их выучить.  Вот список того, что знать весьма желательно. Но, если мы не собираемся становится профессиональными радистами, у нас в запасе есть замечательная вертикальная палка, которой можно заменить все указанные символы. : - )  А если без шуток, то следующую неделю мы учим знаки препинания:
.
,
-
=
/
\
;
:
?
(
)
«
'
!
Следующий шаг - пробуем несколько увеличить скорость передачи нашей учебной программы. Ну вы помните: интервал между знаками оставляем тот же, а увеличиваем именно скорость передачи знака. (Это окошко SP в нашей программе).  Если это не привело к затруднениям, значит наш «запас прочности» оказался крепче: мы скромничаем. Тогда кроме увеличения скорости уменьшайте еще и интервал между знаками (окошко ILS).  И так до тех пор, пока вы не станете регулярно ошибаться. Значит пора сделать полшага назад. После этого не изменяйте скорости три дня.  Настала пора тренировать свой мозг  записью с опозданием на 1 знак. Тоесть мы специально делаем паузу после первого прозвучавшего знака и «запоминаем» его в уме, а в это время принимаем второй знак. За время звучания второго знака записываем первый. Во время звучания третьего знака записываем второй и т.д.  На первых порах трудность будет в том, чтобы удержатся от записи «прочитанного» символа сразу, без задержки. Но потом, когда скорость возрастёт значительно, вы «войдете в колею» и всё потечет размеренно и уверенно. Не думаю, что есть смысл напоминать что только терпение и труд…. Ну вы знаете….. : - )   И про рыбку, которая в пруду.  Если вы будете соблюдать самодисциплину, то успех гарантирован. Далее вы пробуете отставание в два знака.  Если ошибок немного, не более символа на строку, снова увеличивайте скорость передачи. Если всё еще уверенно, снова сокращайте интервал между знаками. И так далее. НО ЭТО ТОЛЬКО ЕСЛИ МЫ ПРИНИМАЕМ ПРИНИМАЕМ БЕЗ ОШИБОК.  Не старайтесь обогнать время.  Время у нас не ограничено. Нам нужно не закончить изучение в два месяца, а закончить обучение для того чтобы стать радистом! Напоминаю, что мы говорим уже о смешанном тексте, где есть все буквы и все цифры. Профессиональные радисты начинают передачу радиограмм с трёх букв Ж и символа ВНИМАНИЕ (NW  слитно). После этого идет первая буква первой группы.  Повторяющаяся буква Ж передается для настройки и определения условий слышимости. Смотрите об этом подробнее в "Учим телеграф дома.Q-код. Жаргон."

P.S. Не стану кривить душой - я больше половины этих знаков препинания не знаю. Не выучил вовремя, а теперь уже старый. Но считаю себя телеграфистом. Как видите, всё относительно.

Прошло два месяца и неделя.
Мы закончили с заучиванием всех символом употребляющихся в телеграфной азбуке. Как говорят время собирать камни. Перед тем, как мы пойдём дальше, попробуйте реально оценить свои успехи. Контрольная работа после завершения изучения всех знаков.
 ЙЦ4ЗЫ  ЮАШРД  КЭК3У   В7Р?А  ,3.ВШ
АЖФ3Ы  ЭГ5Ы?   9Я53Й  ГГЯЙИ  Й?Б?,
МЗЮИ8 Ь0ХЮВ  К?Я5Я  М8ЮПЙ  ,0?/Щ
Г71И4  ,ЫЕЬЫ  5ШЫС9 ШШЫШМ ЯЫШТ/
/ККУЕ  12ОТД  /ЯП22  ГЕКУЩ  ЮХМФР
3ААБ,  6АЭВ?   /С.ЛС   И5ЮНЭ  ЛНУСЮ
К73Ю7  Ы,/ЯБ  ШХ8РН  0ВУЕ5  С,ЕЮЙ
В6САД 6ППЭК 4?Щ7Я Н6ЛЗ2  ИЕЬ7С
АЖХЩ, 0Ь,СЕ  /ГХ5.  Д0ГЦЩ  ЙООРК
ЖЯЖЮ2 МФРИ5 ТФ,М5  РРТ1Ж  З,3/6

Настоящая радиограмма. Это так называемый смешанный текст, самый трудный, в котором есть русские и  английские буквы. цифры и знаки препинания. Передача со скоростью 50 WPM.  Если вы приняли всё с числом ошибок не более трёх, - ваши успехи хороши. Если ошибок до 10 - неплохо, но можно и лучше. Если ошибок более 10-ти, значит вы на протяжении этого времени не могли уделить должного внимания процессу обучения.  Это не страшно: вы не готовитесь к высадке в тыл врага, время не военное, так что мы запросто можем остаться на второй год. :-) Я имею в виду добавить еще месяц обучения.  Т.е. просто никуда не торопясь "пройдитесь"  еще раз ( или первый :-) по темам последнего месяца. Ну а с теми, у кого достижения выше среднего можно пробовать двигаться вперед.  
Я думаю, что вы уже пробовали принимать с задержкой при записи принятого знака, и, уверен, вам понравилось. Во-первых, сразу выравнивается подчерк, строки и столбики становятся ровнее. Чудес не бывает - просто уходит суетливость вызванная боязнью чего-нибудь пропуcтить. Движения руки при записи становятся ровнее и не такие "размашистые". Т.е. начинает двигаться значительно меньше пальцев.  Если это не так, старайтесь этого добится. Как? Да просто больше принимайте тренировочных текстов. Но на скорости 50 WPM, не более, Сейчас очень важно выработать размереное, спокойное движение кисти и пальцев при записи. Не спешить ни в коем случае,  если работа спориться и мы не делаем ошибок, пробуйте запоминать два знака. Но НЕ увеличивайте скорость передачи. Ни в коем случае в эту неделю не пытайтесь принимать текст с помехами или "корявый" (См. первый раздел трудный приём - программа  G4FON). Нам пока нужно объективно оценить можем ли мы в хороших условиях принимать абсолютно все символы со скоростью 50 знаков в минуту.  Если можем, то сначала нарастим скорость передачи, а потом будем учиться приниматьморзянку в условиях помех и у плохих операторов. Итак, задание следующей недели: добиться максимально возможного "отставания" в записи символов при скорости в 50 знаков. К концу недели вы должны принимать с записью "из ума" как минимум двух знаков.  Тренировки в эту неделю проводить по возможности с длительными перерывами, но не менее пяти присестов за день. Тоесть сейчас нужно как можно более интенсивно тренировать память на "извлечение" оттуда нужных символов, но делать это не утомляя себя длительными нагрузками. Конечно, если позволяют обстоятельства. Очень хорошо, если вы можете себе позволить делать это в комфортной обстановке, с желанием, как говорят, с душой и не пять, а десять раз за день. Понятно почему. Не забудьте - увеличивать не скорость, а количество запоминаемых в уме знаков. Прошло два месяца и две недели.
Мы по прежнему стараемся принимать телеграф безошибочно. Скорость не изменяем, по прежнему 50 WPM, а запоздание доводим до трех знаков " в уме. Если  у нас и правда с приёмом всё в порядке, то мы можем "посмотреть в сторону", продвинутся вперед в области передачи. Я надеюсь какой-нибудь манипулятор вы уже приобрели, приставка-переходник USB-COM и самоделка конвертор уровней тоже готова, можно первый раз "включиться на передачу". Для начала посмотрите небольшой ролик о манипуляторах,  "крылышках" и пружинах.
При подключении манипулятора через описанные выше примочки и запущенной программе CWTYPE мы сможем вопспроизвести примерно такие же движения. :-)  Следует добавить, что программа будет формировать задержку на передачу с первым символом ( для того, чтобы не жечь реле передатчика коммутацией под сигналом) и кроме этого будет соблюдать указанное ей ранее (окошко D/D) соотношение точки и тире.  Правильнее было бы 1:3, но мы любим телеграф и поэтому подчёркиваем  чуть затянутое тире. Но поскольку это первое наше знакомство с ямбиком, , мы ограничимся только тренировкой руки: передавать одну точку и одно тире, букву N и букву A.  Для этого расположим руку так, чтобы естественный изгиб кисти составил прямую линию с направлением рычагов манипулятора, это для того, чтобы рука была максимально расслаблена. Не отрывая кисть от поверхности стола, легким движением пальцев (но быстро) "клацаем" по точке (или тире).    Вот вам и буква Е и буква Т. Сложнее с буквами N и А. Эти буквы предаются сжатием обоих крылышек ключа. Но если это N, то на долю секунды ранее должен быть нажат контакт тире, чем точки. И наоборот.  При этом ни в коем случае не помогайте себе движением кисти. Работать должны только пальцы. И пока никаких более упражнений мы делать не будем. Сначала мы должны получить 100% достоверный приём.
Прошло два месяца и три недели
Мы уже уверенно пишем "из ума" два знака при приёме и до сих пор не увеличивали скорость нашего передатчика только для того, чтобы выработаьть в себе уверенность при распознавании знаков, Теперь мы не путаем их и записываем без колебаний. Пришло время увеличить скорость. Это означает просто установить в окошке SP нашего "тренера" CWTYPE  значение в  75 знаков.  при этом интервал (окошко ILS) оставим без изменения.  Конечно вы сразу ощутите разницу и появиться желание вернуться на прежнюю скорость.  Не поддавайтесь. Лучше увеличьте интервал между знаками.  А еще лучше просто не сдавайтесь и принимайте как сможете. Через час, полтора вы увидите что не так страшен чёрт, как его малюют.   Через день у вас появиться ощущение, что  вы скорость и не увеличивали вовсе..... Это будет сигнал к тому, что вы научились принимать азбуку Морзе и вам осталось только довести скорость приёма до  приемлимоё для оператора 1 категории :-)   Для этого мы постепенно начнём уменьшать интервал между знаками и группами в окошке ILS. Следующая неделя будет посвящена именно этому.  Тренировки нужно продолжать не снижая интенсивности: осталось немного, и вы с гордостью можете констатировать, что телеграфную азбуку вы всё-таки выучили. И не под давлением, а по собственному желанию и Дома. Т.е. без посторонней помощи. Это реальное достижение, этим можно гордиться. 
СЛедующий шаг к тому моменту когда вы сможете назвать себя радистом - начать тренировки по передаче. Согласен с тем, что хороший манипулятор стоит достаточно дорого и не каждому жена подарит его на 23 февраля. Для начала можно попробовать и самодельный. Один, очень симпатичный вариант самодельного паддля вы видите на рисунке. 
На самом деле конструкций существует множество и, если обстоятельства не позволили вам купить хромированную игрушку - это еще не повод для огорчения.  Самый простой и быстрый вариант - используйте группу контактов от поляризованного реле РП4, их миллионами выпускала советская промышленность. Если нет, сходите в гараж и вы обязательно найдете там что-нибудь подходящее для повторения стеклотекстолитового варианта изображенного слева. Это, конечно, не Begali, не Bencher, но работать будет, уверяю вас, не хуже. Опять же его можно не протирать спиртом,  поверхность не хромированная. Если упадет, 100 % гарантии того, что ремонт не понадобится. Так что стоит подумать, а стоит ли того Bencher? :-)
Кроме этого есть еще один способ съэкономить: сделать манипулятор на контактах мышки. Подробнее можно посмотреть тут "Мышка-падль".
   Я уже признавался, что не считаю себя экспертом по преподаванию правил передачи на ямбик кейере, вернее ямбик манипуляторе, В интернете существует множество пособий , технологий и советов от многих радиолюбителей, в том числе и от глубоко уважаемого мною Валерия Пахомова UA3AO. Советую прочитать всё. И выбрать для себя наиболее подходящее. НИКТО кроме вас не доведет дело до конца, поэтому дело не в технологии обучения, или каких-нибудь волшебныых приёмах, а в вашей силе воли.  Или желании стать настоящим радистом, и не извиняться перед собеседником, мол телеграф выучить здоровье не позволило.    Поэтому, уже зная как звучат символы, я надеюсь что вы сможете без труда приноровиться к манипулятору и с его помощью сможете красиво передавать телеграфную азбуку. Смею вас  уверить - красиво - это совсем не быстро, а без ошибок, сбоев и длительных задержек. Помните, "телеграф должен звучать легко и cвободно, так как льётся песня".   Ниже еще один ролик, который расскажет как комбинировать  нажатие левого и правого рычага манипулятора для того чтобы получить нужный сигнал.    Если вы уже значительно ушли вперед по сравнению с предложенным мною расписанием, то пользуйтесь советами UA3AO, он плохого не подскажет :-), если предпочитаете двигаться неторопливо, но уверненно, то  на этой неделе более ничего нового не делайте. У вас достаточная загрузка. 
Прошло три месяца
Мы уже достаточно уверенно принимаем со скоростью более 50 знаков и "запоминанием в уме"  от двух до трех принятых знаков. Но всё это происходит при идеальных условиях: ни помех, ни шумов и идеальное соотношение точек, тире и интервалов. Согласитесь, это н совсем то что мы слышим в эфире. Поэтому мы включаем в работу в качестыве тренера программу G4FON. Она описана выше, повторяться не будем. Как ею пользоваться для того чтобы была польза? Да просто: если ошибок более 10-ти то улучшайте условия, ставьте меньше помех, меньше шума, исключите "плохого оператора". Как только вы стали принимать лучше (а показатель один - менее десяти ошибок на 250 символов (один текст 50 групп по 5 знаков)) сразу же добавляете сложности. Скорость при этом желательно постоянно увеличивать. Но особо за скоростью не гонитесь, она прийдет сама как мудрость к старости.... :-) Куда более важный параметр - достоверность принятого. Она будет особенно важна для нас когда мы попробуем принимать смысловой текст. Принцип  ясен: следует запоминать в уме все принятые символы до первого встретившегося пробела, после чего в уме "сложить" буквы в слово и прочитать его. В обоих наших тренировочных программах есть режим передачи смыслового текста (не группами а по словам, а они различной длительности).  Вы для себя сделали вывод: уходим от карандаша и бумаги. Да, но только до тех пор, пока работающий с вами радист не скажет вам QTС. Это означает, что он переходит от разговоров к делу и сейчас передаст вам радиограмму. Давайте проведём границу. Всё то что не радиограмма - смысловой текст и вы пытайтесь принимать его словами "в уме", без записи. То есть принципиально не берите в руки карандаш, лучше лишний раз переспросите. Ясно, что сразу и легко не получится, но мы ведь раньше вообще не принимали телеграф! А сегодня почти радисты. Далее всё повторится только на более высоком уровне. Перечитайте обе части и работайте, работайте и еще раз работайте. Терпение и труд всё перетрут.
Прошло три месяца и две недели. Мы уже достаточно хорошо умеем принимать как смысловой текст, обычную человеческую речь, только буквами, так и радиограммы - шифровки в которых все символы разбиты по пять знаков в группе, по десять групп в строке ну и количество строк по длинне "шифровки". В нашем радиолюбительском деле это почти никогда не понадобится, исключение WAE Contest, да и там QTC - это предыдущие несколько связей.  Но вот вам пришла в голову мысль поработать в соревнованиях. И опять тактика подготовки меняется. Нам снова нужен другой тренер. На этот раз это будет программа Алекса Шовкопляса (похоже корни наши :-) VE3NEA.  http://www.dxatlas.com/morserunner  Спасибо ему за замечательный софт - программа-ягодка.  Не секрет, что лидер в контест логгерах N1MM, TR4W и подобные. Везде макросы приводят к одному стандарту. Не исключение, а вернее следствие этого - макросы MorseRunner. Короче, работаете себе в соревнованиях на 100% эмуляторе N1MM (TR4W) без трансивера, но ощущение 100% достоверные. Интерфейс программы совершенно прозрачный, но на всякий случай я уточню для тех у кого проблемы с английским.
Для начала в правом верхнем углу вводим свой позывной. Можно реальный, можно виртуальный. В прилагаемой фонограммке работы тренажера я использовал свой контест позывной. Потом настройки технической части, скорость, тон, полоса пропускания, и "галки" помех, флаттеров, плохих операторов и даже количество зовущих вас корреспондентов одновременно: это activity.  9 - это максимальная нагрузка. Далее хитрая кнопка RUN. Если заметили, у неё есть выпадающее меню. А там можно выбрать следующее: PileUP - куча-мала из зовущих. Всё как в заправдашном эфире если бы вы работали BS7H SingeCalls - это  то что нам сейчас надо - вызывать по одному! :-) Далее WPX Competition - участие в WPX контест HST Competition - работа в соревновании скоростников. Выбираете акцию, потом кнопка RUN - включить, второй раз RUN-STOP. Прямо рядом кнопка Duration - продолжительность вашего испытания в минутах. В самом большом окне - лог вашей работы. Иногда кажется что программа "тупит". Но нет. Всё по настоящему. Просто она очегь реалистична. Если вы начали передавать раньше чем ваш корреспондент ушел на прием, она не "засчитает" подтверждение: ваш корреспондент не мог получить вашу передачу... Если он не подтвердил вам номер, QSO так же не будет засчитано и т. д.   Послушайте  AUDIO  работы программы В нижнем правом углу данные о заработанных очках, связях и темпе работы, слева соответственно сами макросы. Уверяю вас, даже с вашей (никакой :-) подготовкой, ыв сможете получить удовольствие. И, конечно же, навыки работы в соревнованиях. Итак приступим: вводим свой позывной, скорость устанавливаем по своим способностям, трудности (помехи изатруднения) выбираем в зависимости от своего характера. Моду выбираем пока "звать по одному". Активити - 2, продолжительность тоже по характеру. Начните с 10-ти минут. Нажали кнопочку RUN и всё... Вы в эфире. Получите удовольствие.