СЛОВЕСНЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ КОДА МОРЗЕ


Е. ГРИГОРЬЕВ

В последнее время для ускоренного обучения радистов приему на слух и передаче на ключе телеграфной азбуки все большее распространение получает новая методика, в основу которой положена система словесного выражения кода Морзе - СВКМ (см. "Радио", 1973, № 6, "Техника и вооружение", 1973, № 3).

Квалифицированное использование системы СВКМ позволяет добиться высокие результатов в подготовке радиотелеграфистов. Это, например, подтверждает опыт работы Костромской РТШ, где применяют новую методику обучения, и отзывы, поступающие из воинских частей, в которых проходят службу выпускники этой радиошколы: радиотелеграфисты, подготовленные Костромской РТШ, уже после двух месяцев службы были допущены к самостоятельному несению радиовахты.

Система СВКМ успешно применяется в Армавирской РТШ и других учебных организациях, готовящих радиотелеграфистов для службы в армии.

В 1976-1977 гг. в ряде РТШ ДОСААФ и учебных подразделений войсковых частей был проведен эксперимент, позволивший определить, как сами обучаемые оценивают, различные наборы слов - "мелодий" системы СВКМ с точки зрения лучшего их восприятия. В результате были отобраны слова, получившие наибольшее количество баллов (см. таблицу).

В отличие от набора слов - "мелодий", опубликованных в журнале "Радио" (1973, № 6), здесь произведены незначительные изменения в соответствии с принципами построения системы словесного выражения кода Морзе (СВКМ), сущность которой, напомним, заключается в следующем:

- комбинации длинных и коротких звуковых импульсов (точек и тире), образующие знаки кода Морзе, обозначаются комбинациями слогов одного из знакомых слов русского языка. Это слово должно начинаться с той буквы, которой оно трансформируется в код Морзе, либо отражать смысл обозначаемого знака (для цифр, мягкого, разделительного и т. п. знаков);

- количество слогов в этом слове должно быть равно количеству звуковых импульсов (точек и тире), комбинации которых образуют знаки азбуки кода Морзе;

- слоги, в состав которых входят гласные а, о, ы, должны соответствовать тире, а все остальные слоги и слог ай - точке;

- для придания ритмической структуры, отражающей ритмическую структуру знаков кода Морзе на все слоги, содержащие гласные а, о, ы (за исключением слога ай), т. е. на слоги, обозначающие тире, всегда ставится ударение вне зависимости от того ударения, которое обычно ставится в выбранном слове. Все остальные слоги - безударные.

Методика ускоренного обучения радиотелеграфистов с помощью системы СВКМ не сложна. При разучивании графического обозначения знаков кода Морзе обучаемому нужно запомнить набор слов, обозначающих знаки кода, и правила построения системы СВКМ. Затем, в соответствии с этими правилами, поставить над слогами, в состав которых входят гласные а, о, ы, тире (-), а над остальными слогами - точку (.). Например: Д - домики (до-ми-ки). При приеме на слух комбинации звуковых импульсов сопоставляются со слогами выбранного слова и записывается первая буква этого слова.

При передаче на ключе обучаемый мысленно произносит слово, обозначающее передаваемый знак, и синхронно с произношением манипулирует телеграфным ключом. Например, при передаче знаков Д обучаемый произносит до-ми-ки и синхронно с произношением манипулирует ключом.

Следует еще раз заметить, что знание обучаемым принципов построения системы СВКМ позволяет ему осмысленно и активно применять набор слов - "мелодий" при разучивании азбуки кода Морзе, при выработке навыков скоростного приема и передачи сигналов по этому коду.

Буквы и цифры

Словесное обозначение

Слоговое обозначение

Код Морзе

А

айда

ай-да

.-

Б

баки текут

бa-ки-те-кут

-...

В

видала

ви-да-ла

.--

Г

гаражи

га-ра-жи

..-

Д

домиики

до-ми-ки

-..

Е

есть

есть

.

Ж

железисто

же-ле-зи-сто

...-

З

закатики

за-ка-ти-ки

--..

И

иди

и-ди

..

Й

йесна пара

йес-на-па-ра

.---

К

как же так

как-же-так

-.-

Л

лунатики

лу-на-ти-ки

.-..

М

мама

ма-ма

--

Н

номер

но-мер

-.

О

около

о-ко-ло

---

П

пила поет

пи-ла-по-ет

.--.

Р

решает

ре-ша-ет

.-.

С

синее

си-не-е

...

Т

так

так

-

У

унесла

у-не-сла

..-

Ф

филимончик

фи-ли-мон-чик

..-.

Х

химичите

хи-ми-чи-те

....

Ц

цапли наши

ца-пли-на-ши

-.-.

Ч

чаша тонет

ча-ша-то-нет

---.

Ш

шаровара

ша-ро-ва-ра

----

Щ

ща вам не ша

ща-вам-не-ша

--.-

Ь

то мягкий знак

то-мяг-кий-знак

-..-

Ы

ы не надо

ы-не-на-до

-.--

Э

элероники

э-ле-ро-ни-ки

..-..

Ю

юлиана

ю-ли-а-на

..--

Я

я мал, я мал

я-мал-я-мал

.-.-

Рзд

разделите-ка

ра-зде-ли-те-ка

-...-.

1

и только одна

и-то-лько-о-дна

.----

2

две не хорошо

две-не-хо-ро-шо

..---

3

три тебе мало

три-те-бе-ма-ло

...--

4

четверите-ка

че-тве-ри-те-ка

....-

5

пятилетие

пя-ти-ле-ти-е

.....

6

по шести бери

по-ше-сти-бе-ри

-....

7

да, да семери

да-да-се-ме-ри

--...

8

восьмого иди

во-сьмо-го-и-ди

---...

9

нона нонами

но-на-но-на-ми

----..

0

ноль то около

ноль-то-о-ко-ло

-----



РАДИО N1 12, 1977 г., с.46.