Электродвигатель ДРВ-0,1 в магнитофоне
И. АСТАШКИН
Известные радиолюбителям магнитофонные двигатели типа ДКС-8, 4ДКС-8, ДКС-16, ЗДПРС дороги и редко имеются в продаже. Изготовить же хороший двигатель собственными силами довольно трудно.
Автором статьи в нескольких конструкциях магнитофонов был использован электродвигатель ДРВ-0,1, применяемый в радиоле "Эфир-М" (см. рис. 1).Этот относительно недорогой двигатель рассчитан на питание от батареи, аккумуляторов или выпрямителя.
Рис. 1 Внешний вид двигателя ДРВ-0,1Он может работать при напряжении от 10 до 6,6 в, что позволяет достаточно полно использовать полезную емкость источников тока. Рабочие характеристики двигателя представлены на рис. 2-4. Размеры его 46Х42Х58 мм, без вылета вала и крепежной платы. Вылет вала диаметром 3 мм около 18 мм. Вес двигателя 185 г. Направление вращения при работе с регулятором числа оборотов - против часовой стрелки, если смотреть со стороны вылета вала. Без регулятора (при подаче питания непосредственно на якорь) электродвигатель допускает реверс, который осуществляется сменой полярности напряжения на щетках. Этим можно воспользоваться в режиме "перемотка" и "ускоренный ход вперед". Рабочее положение двигателя вертикальное - валом вверх, но, если ограничить аксиальный люфт, установив несколько дополнительных шайб, он сможет работать и в горизонтальном положении.
Электродвигатель пригоден для магнитофонов с катушками емкостью до 180 м. Ток, потребляемый двигателем, зависит от качества механизма. В механизме среднего качества ток двигателя составляет 70-80 ма.
Рис. 2. Рабочие характеристики двигателя ДРВ-0,1 с отключенным регулятором скорости при напряжении питания 10 в. М - момент нагрузки на валу двигателя, n - скорость вращения двигателя, I - потребляемый ток, Р2 - мощность на валу, Р1 - потребляемая мощность; n - коэффициент полезного действияЕсли момент нагрузки от лентопротяжного механизма магнитофона меньше 5 г см., необходимо выпаять резистор, шунтирующий контакт регулятора скорости, и заменить его на другой с большим сопротивлением (порядка 1-2 ком), иначе при повышенном напряжении скорость вращения двигателя не будет регулироваться.
Во всех случаях резистор полезно заменить транзисторной схемой (см. "Радио", 1968, № 1, стр. 38-39). Но при этом необходимо изолировать от корпуса обе щетки якоря и подобрать емкость конденсаторов в транзисторной схеме соответственно нагрузке от лентопротяжного механизма магнитофона. Следует помнить, что корпус электродвигателя соединен с токосъемной щеткой регулятора и находится под напряжением. Полезно также изолировать ограничитель хода пластинчатой пружины регулятора, так как при переключении режима работы с "ускоренного хода" на "рабочий ход" пружина не успевает отойти от ограничителя, регулятор остается в замкнутом состоянии, и двигатель продолжает работать без стабилизации скорости.
Для защиты магнитных головок и других чувствительных элементов магнитофона от помех электродвигатель необходимо экранировать.
Рис. 3. Рабочие характеристики двигателя ДРВ-0,1 с отключенным регулятором скорости, при напряжении питания 6,5 B
Рис. 4. Рабочие характеристики двигателя ДРВ-0,1 с регулятором скорости
РАДИО N 11 1968 г. c.37.