ТЕЛЕФОННЫЙ ИНТЕРФЕЙС К АРС "ВИЛИЯ" И "АЛТАЙ АС-СП"


О.СИДОРОВ, г.Минск, теп.236-40-22.

В настоящее время эксплуатируется достаточно большое число абонентских комплектов "Вилия" (улучшенная версия АРС "Алтай АС-СП"). Базовая комплектация не позволяет пользоваться устройством, находясь вне автомобиля, а существующие версии заводского телефонного интерфейса (пр-ва Молодеченского радиозавода "Спутник") обладают рядом недостатков (помимо неоправданно завышенной цены):

- импульсным типом набора с выносного ТА;

- невысокой надежностью;

- отсутствием дополнительных сервисных функций.

Невысокая надежность обусловлена, прежде всего, непрерывно работающим преобразователем для создания на разъеме "Телефонная линия" напряжения 60 В, а также использованием в конструкции большого количества отечественной комплектации. Поскольку устройство эксплуатируется в автомобиле, было бы оправданным наличие в интерфейсе дополнительных функций (скажем, противоугонных).

Исходя из вышеперечисленного, было разработано устройство, не требующее для работы непрерывно функционирующего преобразователя напряжения, выполненное практически полностью на импортных комплектующих. Данный интерфейс реализует функцию управляемого иммобилайзера (устройства блокировки двигателя автомобиля) и пейджера к автомобильной сигнализации любого типа. Также данный интерфейс имеет выход на автомагнитолу для приглушения звука (MUTE) во время звонка и разговора.

Принцип работы и конструкция. Принципиальная электрическая схема приведена на рис.1.

tlf-1o11.gif
Puc.1

Поскольку всем современным импортным радиотелефонам для их нормальной эксплуатации достаточно наличия на телефонной линии напряжения 7...9 В (Rвн.тф=600 Ом), и высокое напряжение на линии требуется только во время сигнала вызова, высоковольтный преобразователь в предлагаемой конструкции включается также только в момент вызова, формируя переменное напряжение амплитудой около 70 В и частотой 25 Гц. Частота 25 Гц кварцована для обеспечения эксплуатации ТА с цифровым анализом параметров вызывного напряжения (например, SIEMENS). Преобразователь выполнен на элементах VT1, VT2, VT4, VT5, VT8, VD2, С4, D5A, D5D. Формирователь сигналов звука и дифференциальная система выполнены на сдвоенном ОУ (D3) с предельным выходным током 0,5 А, чем обеспечена высокая нагрузочная способность схемы. Подавление собственного сигнала в дифсистеме обеспечивается соотношением сопротивлений R23 и R57 и составляет не менее 25 дБ, что полностью устраняет возможность самовозбуждения НЧ-трактов интерфейса и АРС "Вилия" при наличии соединения с абонентом. Декодер DTMF выполнен на ИМС 1008ВЖ18 (IL9270). Коды обмена с АРС в интерфейсе формирует микроконтроллер D1 типа АС89С2051-24Р1. Этот же процессор выполняет и функции иммобилайзера. Блокировка двигателя осуществляется набором на телефонной трубке выносного аппарата индивидуального кода из значка "#" и четырех цифр. Разблокировка осуществляется набором цифр в обратной последовательности:

- блокировка - #А В С D;

- разблокировка - # D С В А. Индивидуальный код программируется при прошивке контроллера.

При срабатывании автосигнализации на выносную трубку подается непрерывный сигнал вызова, сигнализирующий о срабатывании охранной системы автомобиля. Выходной каскад иммобилайзера (VT9, VT10) допускает ток нагрузки до 1,5 А и предназначен для подключения к нему автомобильного силового реле с током коммутации 30 А. На элементах VD1, VT3, VD3, VD4, VT6, VT7, VD6, D4A, D4B, С12, С1, С7, R1, R2, R4, R5...R8, R10, R14, D4C собрана схема, определяющая режим "поднятия" трубки выносного радиотелефона. Данный узел обладает достаточно высоким быстродействием, но при этом не реагирует на вызывное напряжение большой амплитуды с частотой 25 Гц. Анализатор сигнала вызова от АРС выполнен на элементах VT15, VD17, VD18, D4D, С26, R50, R43, СЗЗ, VT14, С27, R38 и управляется через VT14 процессором для обеспечения нормальной работы режима громкой связи при использовании штатной трубки комплекта АРС, подключаемой к разъему ХЗ. На элементах D5C, С34, VD19, R52, VT16 собран узел включения АРС. Он обеспечивает задержку включения АРС при подаче питания на время переходных процессов в АРС. Элементы VT12, VT13, С18, R30, R29, R26, R27 формируют сигнал приглушения звука автомагнитолы при "поднятии" трубки ТА и при поступлении сигнала вызова от АРС.

Интерфейс был выполнен в малогабаритном пластиковом корпусе размерами 125х85х25 мм. АРС подключается к Х4, штатная трубка - к ХЗ. Выносной радиотелефон подключается к разъему Х1. Разъем Х2 служит для подачи питания на интерфейс и для коммутации проводников сервисных функций.

Схема подключения внешнего реле иммобилайзера приведена на рис.2.

tlf-1o12.gif
Puc.2

Правильно собранное устройство в налаживании не нуждается, требуется лишь контроль напряжения на С4 при подключенном выносном телефоне и поданном напряжении +12 В на контакт 7 разъема Х2. Напряжение на С4 должно быть в пределах 110...140 В. Если оно отличается, следует подобрать С16 до получения требуемого значения. Трансформатор Т1 выполнен на броневом сердечнике из феррита 2000 НМ диаметром 14 мм. Обмотка I содержит 70, а обмотка II - 300 витков провода диаметром 0,1 мм. Допустимо использование сердечника типа "гантелька" длиной 15 мм с диаметром щек 10 мм. В этом случае количество витков обмоток: I - 140 витков, II - 650 витков. Замена логических микросхем отечественными аналогами не рекомендуется, т.к. это ведет к снижению надежности. Микросхему L2722 можно заменить на L272M без ухудшения параметров устройства. После наладки плату интерфейса рекомендуется покрыть 2...3 слоями лака для защиты от влаги.

По поводу программного обеспечения можно обращаться к автору.


Радиолюбитель 1-2001г.