ИНДИКАТОРЫ ИСКРООБРАЗОВАНИЯ
А. ПИЛТАКЯН, г. Москва
Пока все узлы вашего автомобиля работают безупречно, обычно не возникает желания подумать о том, что может наступить момент, когда мотор вдруг начнет давать перебои, "чихать" и, наконец, вовсе откажется работать. А ведь такой момент рано или поздно, к сожалению, наступает, и часто не при самых благоприятных обстоятельствах...
В определении неисправности системы зажигания автомобиля большую помощь могут оказать простейшие индикаторы искрообразования, описанные в предлагаемой статье.
Неисправности, возникающие в системе зажигания автомобиля, характерны тем, что выявить их в одиночку бывает непросто, вдвоем же - и быстрее, и легче. Это и понятно ведь невозможно одновременно быть и под капотом, где нужно найти неисправность, и за рулем, чтобы запустить двигатель Да и четыре руки всегда лучше, чем две.
Поэтому многие автомобилисты стремятся оснастить свои машины дополнительными индикационными приборами, позволяющими водителю, находясь непосредственно на рабочем месте, получать достоверную информацию об исправности тех или иных узлов системы зажигания. Как правило, такие индикаторы очень просты, изготовить их может даже малоопытный радиолюбитель.
На рис. 1 ,а показана схема одного из вариантов индикатора исправности контактного прерывателя. Когда контакты разомкнуты, ток через катушку зажигания не протекает - индикатор обесточен. После замыкания контактов падение напряжения на первичной обмотке увеличивается до напряжения бортовой сети, поэтому светодиод HL1 включается.
Если двигатель работает, светодиод вспыхивает при каждом замыкании контактов прерывателя, причем на малых оборотах коленчатого вала отдельные вспышки различимы на глаз Желаемую яркость свечения светодиода устанавливают подборкой резистора R1.
Индикатор, выполненный по схеме на рис. 1,б, предназначен для контроля высоковольтных импульсов в "свечных" проводах двигателя. В этом устройстве источником световых вспышек служит неоновая лампа HL1.
На "свечной" провод наматывают бандаж из алюминиевой или медной фологи (длина намотки - около 10 см) и подключают к нему гибкий проводник-вывод, к которому и присоединяют неоновую лампу. Этот бандаж служит обкладкой конденсатора, через который часть энергии высоковольтного импульса ответвляется на индикатор.
Если такой индикатор предусмотреть для каждой запальной свечи двигателя, то, расположив неоновые лампы в порядке, соответствующем порядку зажигания в цилиндрах, вы получите возможность контролировать работу всех свечей. Кто-то сочтет достаточным иметь на борту один индикатор, подключенный к бандажу на центральном проводе распределителя.
Индикатор исправности контактного прерывателя по схеме рис 1 ,а рассчитан на работу в автомобиле с классической системой зажигания. Если же на вашей машине установлен бесконтактный прерыватель с электронным блоком зажигания 36 3734, 3620 3734 или HIM-52 (зарубежного производства), такой индикатор, подключенный, как указано на схеме, к первичной обмотке катушки зажигания, будет индицировать работу блока зажигания, а не прерывателя.
Для контроля работы бесконтактного прерывателя с датчиком Холла предназначен индикатор, собранный по схеме на рис. 2. У этого устройства высокое входное сопротивление, поэтому оно почти не шунтирует выходную цепь бесконтактного датчика-прерывателя. Вход индикатора подключают к входу электронного блока зажигания (вывод 6).
Индикаторы с неоновой лампой выполняют в системе с электронным зажиганием те же функции, что описаны ранее.
Некоторые автомобили оснащены электронной системой зажигания, не содержащей распределителя. Эта система содержит два бесконтактных датчика-прерывателя, подключенных к входам (выводы 19 и 8, 18 и 9 соответственно) двухканального электронного контроллера "Электроника МС2713-02" Выходы каналов контроллера (выводы 4 и 3) соединены со входами двухканального блока зажигания 42 3734 (выводы 6 и 5). Выходы каналов блока зажигания (выводы 7 и 1) нагружены каждый первичной обмоткой двух катушек зажигания.
Для контроля работы обоих каналов контроллера в этой системе потребуется два индикатора по схеме на рис 2, подключенных к его выходам 4 и 3. Чтобы легче было отличить световые сигналы одного канала от сигналов другого, целесообразно применять в индикаторах светодиоды красного и зеленого свечения. Подключение индикаторов по схемам, показанным на рис 1, особенностей не имеет.
Часть автомобилей Волжского автозавода оснащена разновидностью электронной системы, отличающейся от предыдущей тем, что в ней функции контроллера и блока зажигания совмещены в одном двухканальном блоке МС4004. Для такой системы, как показала практика, вполне достаточно использования индикаторов по схемам рис. 1. Два светодиодных индикатора включают параллельно первичной обмотке катушек зажигания, а индикаторы с неоновыми лампами - на каждый "свечной" провод.
Радио 11/2000, с.42.