РЕМОНТ ВИДЕОМАГНИТОФОНОВ PANASONIC, HITACHI, TOSHIBA, SHARP, SONY


Ю. ПЕТРОПАВЛОВСКИЙ, г. Таганрог

Многие неисправности в видеомагнитофонах возникают из-за дефектов в узлах, связанных с транспортировкой ленты. О том, как их устранять, и идет речь в публикуемой статье.

Продолжая рассказ о видеомагнитофонах SUPER DRIVE фирмы PANASONIC, рассмотрим функционирование устройств, ответственных за транспортирование ленты в лентопротяжном механизме (ЛПМ). Несмотря на большое разнообразие конструкций и схемотехники этих устройств в аппаратах различных фирм-изготовителей, у них много общего в характере проявления неполадок, связанных с поломками и отказами их элементов. Поэтому дальнейшее изложение причин неполадок в ЛПМ относится не только к аппаратуре фирмы PANASONIC, но и к видеомагнитофонам других изготовителей.

Дефекты в устройствах транспортирования ленты (УТЛ) составляют весьма существенный процент всех отказов видеомагнитофонов (особенно имеющих значительную наработку), чаще всего вызванных износом или поломкой механических узлов ЛПМ.

Поскольку в конкретных моделях видеомагнитофонов разных фирм конструкции узлов УТЛ (в которые входят, кроме механических, электронно-механические и электронные компоненты) и их расположение весьма разнообразны, на рис. 1 схематично показан путь прохождения ленты в ЛПМ абстрактного видеомагнитофона. На нем: 1 - стойка рычага натяжения, 2 - подающая направляющая стойка, 3 - стирающая головка, 4,- левая направляющая стойка, 5 - левая наклонная стойка, 6 - БВГ (блок видеоголовок), 7 - правая наклонная стойка, 8 - правая направляющая стойка, 9 - головка управления, 10 - приемная направляющая стойка, 11 - ведущий вал (ВВ), 12 - прижимной ролик, 13 - обводные стойки.

Кроме указанных на рисунке, в ЛПМ могут быть использованы и другие элементы, например, антивибрационные балластные ролики перед головкой стирания 3 (механизм SUPER DRIVE фирмы PANASONIC) и после нее (видеомагнитофоны серии NV-FS фирмы PANASONIC), между роликом направляющей стойки 4 и наклонной стойкой 5 (в современных видеомагнитофонах фирм JVC, PHILIPS и др.).

На рисунке не показан ряд узлов ЛПМ, не контактирующих с лентой, однако играющих важную роль в обеспечении правильной транспортировки ленты: различные тормоза, узлы подмотки, шестерни, приводные ремни, подкатушники и др. К электронно-механическим элементам УТЛ относят стирающую головку 3, БВГ 6, головку управления 9 и двигатель ВВ. Электронные элементы входят в состав CAP (системы автоматического регулирования) ВВ и системы управления видеомагнитофона.

tv-4o11.gif
Puc.1

Одними из главных "виновников" неполадок УТЛ в видеомагнитофонах можно считать прижимной ролик 12 и ВВ 11, причем неполадки часто вызывают порчу ленты. Обрезиненный прижимной ролик - неизбежная принадлежность ЛПМ видеомагнитофонов (как, впрочем, и аудиомагнитофонов). Никакого другого способа для транспортировки магнитной ленты пока не придумано.

Независимо от размеров и конструкции в процессе эксплуатации резина ролика деформируется: из цилиндрической форма ролика превращается в бочкообразную, но чаще в подушкообразную (середина вогнута). Это приводит к сползанию ленты вниз или вверх от исходного положения. Во многих случаях смещение ленты настолько значительно, что она портится на кромках направляющих стоек 10 или 13(как говорят: аппарат"жует"ленту).

По наблюдениям автора, эффекту "сползания" ленты более подвержены ролики, работающие в паре с "толстым" ВВ, например, в видеомагнитофонах PANASONIC SUPER DRIVE с диаметром ВВ 5,5 мм. Такие же ролики с диаметром ВВ 3 мм (видеомагнитофоны PANASONIC серий NV-J, NV-L, NV-F, NV-FS) работают нормально значительно дольше.

В общем случае деформированные ролики необходимо заменять на новые (их цена - 2...6 долл.). Ассортимент на радиорынках и в специализированных магазинах вполне достаточный. При заказе роликов через фирмы посылочной торговли указывают размеры (в миллиметрах): диаметр, высоту, диаметр втулки подшипника. В большинстве роликов применены подшипники качения, реже - скольжения. Иногда в шарикоподшипниках роликов появляются дефекты, приводящие к заеданиям и кратковременным остановкам. В таких случаях также необходима замена роликов.

При затруднениях с покупкой изношенные ролики можно реставрировать, отшлифовав их наждачной бумагой. Эту операцию проводят с использованием ручной или электрической дрели (на малых оборотах), закрепленной в тисках. Оправкой может служить винт подходящей длины (его головку отпиливают) и с диаметром, равным диаметру втулки ролика. Щечки (шайбы) для крепления должны иметь несколько меньший диаметр, чем у реставрируемого ролика.

Сползание ленты на кромки направляющих стоек может быть вызвано не только износом роликов, но и другими причинами, например, при слишком сильном ее натяжении узлом подмотки, отклонении от вертикали головки управления, значительном износе подшипников ВВ и др.

Влияние износа подшипников ВВ особенно характерно для конструкций, имеющих подшипники только в нижней части вала. Так было выполнено большинство моделей 80-х годов производства различных фирм (кроме видеомагнитофонов PANASONIC). В процессе эксплуатации из-за постоянного давления прижимного (пружиной) ролика на вал в подшипниках образуются выработки, в результате чего он отклоняется от вертикали, лента начинает наползать на кромки стоек и портится. Это наблюдается во многих моделях видеомагнитофонов SHARP 90-х годов выпуска.

В нашей стране было продано много таких аппаратов (особенно видеоплейеров VC-6V3, VC-V7B и др.). В основной массе они уже выработали ресурс и нуждаются в замене подшипников. Однако подобрать подходящие подшипники не так просто, поэтому приходится заменять ведущий двигатель целиком. В некоторых случаях допустимо поменять местами верхний и нижний подшипники в обойме крепления (по наблюдениям автора, верхний подшипник изнашивается быстрее нижнего). Подшипники в обойме крепят тугой посадкой, но их можно без особого труда выбить из посадочных гнезд. Перед сборкой вал и внутренние поверхности подшипников необходимо очистить и нанести на них смазку (пригодно масло для швейных машин).

Фирма PANASONIC, начиная с середины 80-х годов, использует конструкции узла ВВ с так называемым верхним подшипником и прижимом ролика со стороны основы ленты. Эта конструкция оказалась настолько удачной, что в настоящее время ее используют практически все остальные фирмы-изготовители. Проблем с отклонением вала от вертикали при износе подшипников в видеомагнитофонах с такой конструкцией узла ВВ почти не возникает.

Рассмотрим некоторые примеры устранения неисправностей узла ВВ и его электропривода. В видеомагнитофонах SUPER DRIVE фирмы PANASONIC в процессе эксплуатации часто возникают неполадки при работе аппаратов в режимах рабочего хода (запись/воспроизведение). Проявляется это так. После включения, когда видеомагнитофон еще холодный, все обстоит нормально. Через час-два появляется детонация звука. Иногда аппарат самопроизвольно переходит в режим СТОП. Реализация режима ускоренного просмотра приводит к срыву синхронизации - на экране наблюдаются горизонтальные полосы. Причина - осыпание графитоподобного материала опорного подшипника внутри втулки над ВВ (номер детали - VXQ0297 - THRUST SCREW UNIT). В результате порошок черного цвета попадает в зазор верхнего подшипника, резко увеличивается трение, особенно при нагреве в процессе работы, и микросхема электропривода уже не справляется с возросшей нагрузкой.

Для восстановления работоспособности двигателя необходимо вывинтить втулку VXQ0297, вынуть ротор из обоймы, вычистить верхний подшипник, после сборки смазать верхний и нижний подшипники небольшим количеством машинного масла и обязательно обезжирить поверхность вала растворителем (ацетоном или спиртом). При навинчивании втулки контролируют положение маховика ротора двигателя относительно датчика скорости, находящегося на статоре. Кромка датчика должна выступать над краем маховика на 0,3...0,5 мм, как показано на рис. 2.

tv-4o12.gif
Puc.2

Иногда вал двигателя около верхнего подшипника оказывается сильно проточенным осыпавшимся порошком опорного подшипника. В этом случае перед сборкой его необходимо обработать полировочной пастой (алмазной или ГОИ). Если опорный подшипник имеет значительный износ, втулку VXQ0297 необходимо заменить.

Подобный дефект может быть вызван и другими причинами. Например, в видеомагнитофоне PANASONIC - NV-J30EE в процессе работы возникала детонация звука (хрипение). Однако чистка и смазка подшипников ВВ неисправность не устранила. Оказывается, из-за слабого теплового контактирования микросхемы привода ВВ 1С2101 с теплоотводом сильно перегревалась расположенная рядом вилка Р2001 (ведет к ведущему двигателю). В результате многократных циклов нагрева и остывания растрескались пайки контактов этой вилки, что и приводило к детонации. После пропайки неисправность была устранена. Для исключения подобных случаев необходимо усилить крепление теплоотвода микросхемы электропривода BA6435S, подогнув пружины крепления (часто теплоотводы свободно "болтаются" на микросхемах).

В видеомагнитофонах SONY: SLV-Е570, SLV-E715, SLV-E720, SLV-X515 и многих других с ЛПМ типа Н после определенной наработки иногда наблюдается коробление верхнего края ленты, особенно на начальных участках (когда на приемном подкатушнике мало ленты). Обычно это связано с деформацией прижимного ролика, однако в рассматриваемом случае (модель SLV-E510EE) после его замены коробление ленты продолжалось, хотя и в меньшей степени, чем со старым роликом.

Причиной неисправности оказалось слишком сильное натяжение ленты приемным подкатушником. Это натяжение фиксировано и целиком определяется характеристиками узла подмотки. В рассматриваемых механизмах типа Н его называют узлом блока RKB (RKB BLOCK ASSEMBLY).

Находится он в нижней части ЛПМ (его верхний шкив соединен приводным ремнем со шкивом ведущего двигателя). Приобрести узел на радиорынках или в магазинах проблематично. Следует обращаться в сервисные центры SONY. Положение осложняется еще и тем, что его конструкция неразборная.

Однако в безвыходных ситуациях можно попытаться отреставрировать узел подмотки самостоятельно. Предварительно нужно убедиться, что порча ленты происходит именно из-за ее слишком большого натяжения на участке от ВВ до входа в кассету. Сделать это можно, внимательно просмотрев состояние движущейся ленты на всем пути в ЛПМ, например, используя зубоврачебное зеркало, или оценив разницу натяжения ленты до и после ВВ, немного отклоняя ее в стороны подходящей размагниченной отверткой. Если рука уверенно ощущает большее натяжение после вала, узел подмотки следует отреставрировать.

Сняв пассик привода со шкива узла подмотки, вывинчивают два крепежных винта и осторожно извлекают его из ЛПМ. Конструкция узла довольно сложная, поэтому перед демонтажем нужно обязательно зарисовать его положение внутри механизма, иначе могут возникнуть затруднения со сборкой. В большинстве моделей видеомагнитофонов разных фирм в узле подмотки применяют подпружиненные фетровые прокладки, что обеспечивает вращение его частей с проскальзыванием одной относительно другой, а значит, и плавную подмотку ленты подкатушниками. Сила сцепления частей узла зависит от давления пружин и свойств трущихся поверхностей. В процессе длительной эксплуатации видеомагнитофона она часто существенно возрастает, что и приводит к описанным выше последствиям. Для восстановления нормальной работы узла подмотки достаточно почистить фетровые прокладки лезвием бритвы или наждачной бумагой и протереть спиртом соприкасающиеся с ними поверхности пластиковых втулок.

Узел блока RKB в механизме Н фирмы SONY разобрать сложно, поэтому можно пойти на укорочение пружины узла. Для этого откусывают 1...1,5 витка пружины. Извлечь ее конец из узла можно, например, вязальным крючком или чем-нибудь подобным. Это делают в два-три приема, откусывая по пол-витка, устанавливая узел на место и оценивая натяжение ленты. Главное - не перестараться.

Подобные неприятности случаются и с аппаратурой других фирм. Рекомендации по устранению неполадок те же, причем большая часть конструкций разборная. Фетровые прокладки в них легко очистить. Например, в видеомагнитофонах PANASONIC узел подмотки называют CENTRE CLUTCH, номер детали для механизма К (все модели SUPER DRIVE) - VXP1409. Он легко разбирается. Это же относится и к узлу видеомагнитофонов PANASONIC серий NV: J, L, F, FS, Р5, Р7, Р11.

Поскольку приборы и приспособления для измерения натяжения ленты у нас мало распространены и трудно доступны, лишь кратко рассмотрим их особенности. Фирма JVC использует для этого специальную кассету PUJ48076-2. Подобную кассету KT-300N фирмы KOKUSAI применяют корейские производители (DAEWOO и др.). У фирмы SHARP - своя специальная кассета JIGVHT-063, у SONY - J-6082-011-A и т.д. Все перечисленные кассеты фактически измеряют вращающий момент подкатушечников (размерность - мН-м - миллиньютонометр). Кроме них, для измерения используют специальные механические приспособления, одеваемые на подкатушники (SHARP, SONY).

Самое удачное устройство для такой цепи разработала американская фирма TENTEL. Ее прибор получил название "тентелометр". Он признан Международной телевизионной ассоциацией (ITVA) и удостоен престижного диплома GOLDEN REEL-TECHNICAL ACHIEVEMENT AWARD (диплом за технические достижения). Фактически "тентелометр" - эталонное измерительное оборудование. Фирма PANASONIC использует его (BACK TENSION METER) под собственным номером VFK0132. Применяют его в своем сервисе и другие фирмы. Отличительной особенностью "тентелометра" можно назвать его универсальность: измерять натяжение можно в любой точке механизма видеомагнитофонов любых форматов! При этом измеряют действительно натяжение в г-см (граммосантиметр, в обиходе - просто грамм).

При работе видеомагнитофона натяжение ленты в разных точках УТЛ и в различных режимах не одинаково. Самое "важное" натяжение - обратное (BACK TENSION) в режиме рабочего хода (воспр./запись) на участке между БВГ и левым (подающим) подкатушником. От усилия обратного натяжения напрямую зависит долговечность видеоголовок. Разные фирмы заявляют и разные допустимые значения BACK TENSION: PANASONIC - 22,5...27,5 г (SUPER DRIVE), 20...25 г (серия NV: J, L, F, FS, P5, Р7); DAEWOO - 25...33 г; JVC - 35...48 г; SHARP - 31...38 г; SONY - 36...44 г. Довольно большой разброс свидетельствует об отсутствии единого критерия о значении натяжения. Скорее всего каждая фирма ориентируется на собственные статистические исследования, характеристики износоустойчивости видеоголовок, требования к качеству полировки БВГ и т. п.

Как отрегулировать обратное натяжение в конкретных моделях видеомагнитофонов, будет описано в других публикациях. А здесь продолжим рассмотрение неисправностей в УТЛ.

В видеомагнитофоне HITACHI- VT-F90EM прослушивался сильный механический стук в режиме рабочего хода. Чистка и смазка подшипников ВВ дефекта не устранила. Однако явных поломок механических деталей не было. Причиной стука оказалась небольшая трещина в пластиковой насадке на маховике ВВ. В результате зубчатый пластиковый ремень (пассик) периодически сползал на край насадки и "щелкал". Для ремонта сначала насадку снимают с оси двигателя и склеивают клеем SUPER GLUE. Через сутки в насадке протачивают надфилем внутреннее отверстие так, чтобы она плотно, но без большого усилия одевалась на ось. Затем приклеивают ее к оси и основанию маховика.

В видеомагнитофоне TOSHIBA- V312C наблюдалась существенная детонация звука. Причина - вращается нестабильно и не свободно ведущий двигатель из-за высыхания смазки в подшипниках. Устранение дефекта достигается чисткой и смазкой подшипников. Эта модель видеомагнитофона выпуска 1992 г. изготовлена в Германии и имеет существенную долю европейских (не японских) элементов, в частности, БВГ, печатные платы, блок радиоканала и др., очень много компонентов и микросхем фирм SIEMENS, TELE-FUNKEN, MOTOROLA и др. Это уже не "отверточная" технология, а полноценное производство. У нас довольно редко можно встретить подобные модели таких условно японских аппаратов.

В видеомагнитофоне SONY- SLV821 (хотя в нем и не применен механизм типа Н, описанный выше) в процессе эксплуатации резко возросло натяжение ленты узлом подмотки. Вдобавок примерно через час работы прогревался и останавливался ведущий двигатель (микросхема привода ВВ - BA6440FP фирмы ROHM). Натяжение нормализовалось после откусывания одного витка пружины узла подмотки (его конструкция разборная). После чистки и смазки подшипников ВВ его работа тоже нормализовалась.

Трудно распознаваемый дефект произошел в видеомагнитофоне PANASONIC-NV-SD25AM. В процессе работы периодически останавливался ведущий двигатель. Иногда он совсем не запускался. В одной из мастерских в аппарате заменяли на заведомо исправные ведущий двигатель, микросхему электропривода и даже микропроцессор системы управления, после чего видеомагнитофон перевели в категорию неремонтопригодных. В результате тщательного изучения режимов работы микросхемы электропривода выяснилось, что группа элементов (R2509, С2515-С2517 и др.) в субмодуле SUB SERVO оказалась "оторванной" от общего провода. Причина - микротрещина в печатном проводнике, которая визуально не просматривалась из-за маркировочной краски.


Радио 4/2001, с.6-7.