БЕСПЕРЕБОЙНОЕ ПИТАНИЕ ТРАНСИВЕРА
Б. Татарко, г. Тверь
Базовые трансиверы, а также автомобильные при стационарном использовании радиолюбители, как правило, питают от сетевых источников. В условиях сельской местности, на даче могут возникнуть проблемы из-за низкой надежности местных электросетей. Иногда это приводит к длительному обесточиванию потребителей энергии и потере радиосвязи.
Логичный выход из этой ситуации - применение аккумуляторной батареи в качестве резервного источника питания. Подключить ее можно так, как показано на рисунке. При пропадании сетевого напряжения происходит автоматический переход на аварийное питание трансивера без прерывания сеанса связи.
Диод VD1 препятствует разряду аккумуляторной батареи через выходные
цепи блока питания в выключенном состоянии. Падение напряжения на диоде (0,7...0,9 В) снижает мощность передатчика, но это мало сказывается на дальности связи.
При наличии сетевого напряжения трансивер, как известно, работает от блока питания, а аккумуляторная батарея подзаряжается. В случае обесточивания сети трансивер переходит на аварийное питание от аккумуляторной батареи. При восстановлении энергоснабжения трансивер снова работает от блока питания.
Аккумуляторная батарея - мотоциклетная типа 6СТ9. Диод VD1 - любой с прямым током до 10 А (Д214, Д215, Д232А, Д242). Элементы соединены проводом сечением 0,75...1,5 мм2. Диод можно разместить в корпусе блока питания. Блок питания должен быть стабилизированным и поддерживать напряжение, указанное на схеме.
Радио 2/2002, с.65.