БЕСПЕРЕБОЙНОЕ ПИТАНИЕ ТРАНСИВЕРА


Б. Татарко, г. Тверь

Базовые трансиверы, а также автомобильные при стационарном использовании радиолюбители, как правило, питают от сетевых источников. В условиях сельской местности, на даче могут возникнуть проблемы из-за низкой надежности местных электросетей. Иногда это приводит к длительному обесточиванию потребителей энергии и потере радиосвязи.

Логичный выход из этой ситуации - применение аккумуляторной батареи в качестве резервного источника питания. Подключить ее можно так, как показано на рисунке. При пропадании сетевого напряжения происходит автоматический переход на аварийное питание трансивера без прерывания сеанса связи.

rst-2o21.gif

Диод VD1 препятствует разряду аккумуляторной батареи через выходные

цепи блока питания в выключенном состоянии. Падение напряжения на диоде (0,7...0,9 В) снижает мощность передатчика, но это мало сказывается на дальности связи.

При наличии сетевого напряжения трансивер, как известно, работает от блока питания, а аккумуляторная батарея подзаряжается. В случае обесточивания сети трансивер переходит на аварийное питание от аккумуляторной батареи. При восстановлении энергоснабжения трансивер снова работает от блока питания.

Аккумуляторная батарея - мотоциклетная типа 6СТ9. Диод VD1 - любой с прямым током до 10 А (Д214, Д215, Д232А, Д242). Элементы соединены проводом сечением 0,75...1,5 мм2. Диод можно разместить в корпусе блока питания. Блок питания должен быть стабилизированным и поддерживать напряжение, указанное на схеме.


Радио 2/2002, с.65.