Самодельный легкий бензоагрегат для экспедиций и дачи.

 

Любителю путешествий.

В поисках надежного источника питания для небольших экспедиций =пришлось перерыть массу справочной литературы, посетить не один десяток сайтов. Ни один из источников не мог меня устроить по совокупности критериев: Всем хороши, например, бензогенераторы Хонда: малый вес, малый расход топлива, одно пугает слишком большая цена, которую придется выложить за это удовольствие. Пришлось искать в своем отечестве. Самые популярные агрегаты АБ-1 и АБ-2 не устраивают только по двум параметрам большим весом и большим расходом топлива. И если экспедиция предвидится с киловаттным усилителем, можно пойти на жертву и взять такие агрегаты. А если предвидится небольшая экспедиция и мощность источника нужна всего 200-500 ватт, такой агрегат уже тащить не имеет смысла. Нет ни за рубежом, ни в отечестве недорогого, непрожорливого бензоагрегата с такой мощностью. А надо! Надо и радиолюбителю, надо и дачнику. А в условиях постоянных +веерных+ отключений электроэнергии такой агрегат пригодится всем.

Если нет агрегата промышленного изготовления, есть из чего его сделать.

Как известно любой бензоагрегат состоит из бензинового двигателя и электрического генератора.

Двигатели.

Двигатель справедливо считается сердцем установки. Именно его ресурс определяет срок "жизни" мини-электростанции: среднее время наработки на отказ у блока электрогенератора всегда в несколько раз выше, чем у мотора. Основные мировые производители бензиновых моторов: Briggs&Stratton (США), Honda (Япония), Kubota (Япония), Lombardini (Италия), Mitsubishi (Япония), Robin (Япония), Suzuki (Япония), Tecumseh (Италия), Yamaha (Япония) и др. Отечественные бензиновые движки для агрегатов найти очень сложно, правда, в Перми выпускают то, что нам нужно.

Самые маленькие, экономичные и недорогие двигатели, подходящие для изготовления самодельного бензоагрегата= используются в бензопилах.

Многим известны достоинства отечественных бензопил Дружба, Урал, Тайга и новинки Завода им. Ф.Э.Дзержинского бензопилы Крона-202. Ну а кому не известны, приведу их характеристики:

Марка

Вид

Мощность КВт/л.с.

Цилиндр (см3)

Шина (см)

Топл. Бак (л)

Расход

Бензина

г/час.квт

Цена

Дружба 4М

проф. 

3.0/4

94 

 

1.5 

 600

4000-4500р

Урал-2ТЭ

проф.

3.68/5

94

46

2.0

600

4200-4700р

Тайга-245

проф.

2.6/3.4

45

40

0.8

600

4100-4600 р

Если говорить о надежности моторов этих бензопил, то вряд ли они уступят двигателям Хонды, поскольку создавались для наших российских леспромхозов,= расположенных большей частью в суровых северных широтах. Не зря они входят в категорию профессиональных, основное требование к которым длительная работа на валке леса. Да и марку +ЗиД+ пермяки держат крепко. По собственному опыту знаю, что бензопила Дружба-4= легко запускается и в жару и в холод. Прекрасно держит обороты при очень большом диапазоне нагрузок, и не слишком прожорлива, на целый день работы= 6-8 литров бензина ей вполне достаточно. Работает почти в любом положении и в любых руках. Принудительное= воздушное охлаждение= позволяет не бояться перегрева и не заботиться об охлаждающей жидкости. А если учесть, что генераторный режим стабильных оборотов и мало меняющихся= нагрузок более благоприятен для любого двигателя, то двигателям от бензопил просто цены нет. Кстати, цена все же есть и даже сегодня она не превышает 150-170 условных единиц для отечественных пил.

Не уступают +Дружбе+ и +Урал-2Т+ и +Тайга-245+. К сожалению, не пришлось видеть +Крону-202+, но при знакомстве с ее характеристиками показалось, что она даже больше подходит для создания компактного бензоагрегата, чем ее предшественницы.

Единственная импортная бензопила той же стоимости и таком же аппетите имеет двигатель мощностью всего 1,5 л.с., но правда, и вдвое меньший вес, и относится к категории бытовых, которые не терпят длительной работы.

Что из этого выбрать? Что попадет под руку, главное комплектность и исправность.

Я не зря упомянул про комплектность, в экспедициях и бензопила пригодится, тем более, что генератор можно выполнить в виде сменного блока. Напилил дровишек для костра переходи на генератор и работай в эфире. А шина (полотно) и пильная цепь и= весят немного и места не занимают.

Генераторы:

Здесь выбор более широк, проще всего использовать 12 или 24 - вольтовые генераторы от автомобилей, начиная от +Камазенка+ (ОКА)= и заканчивая ее старшим братом КАМАЗОМ. В случае необходимости можно взять генераторы и от тракторов и других сельхоз. машин. Главное, чтобы к этому генератору имелся +родной+ реле-регулятор и генератор давал постоянный ток. Максимальная мощность генераторов при работе совместно с отечественными бензопилами может достигать 2-3 Квт.

Оптимальная мощность= генераторов 1-1,5 кВт. К сожалению, генераторы переменного тока на 220 вольт совместно= бензопилами применять нельзя, так как двигатель не может без специального регулятора оборотов выдерживать достаточно точную частоту вращения, необходимую для получения частоты 50 герц.= Зато автомобильные генераторы поддерживают стабильное постоянное напряжение на выходе в широком диапазоне скоростей вращения от 1000 1200= до= 5-7 тысяч оборотов в минуту.

Преобразователь напряжения.

Если ваша аппаратура питается от 12 вольт, преобразователь к 12-вольтовому генератору не нужен, достаточно использовать небольшой аккумулятор в буфере. Например, для 100 ваттных радиостанций достаточно аккумулятора емкостью 20 а/ч, причем только при работе в динамическом режиме(прием-передача). Можно использовать и более мощный аккумулятор, тогда экономичность вашей системы питания еще более улучшиться. Для питания освещения или телевизора буферный аккумулятор не требуется, как и для любой статической нагрузки.

А если в составе= вашей аппаратуры есть такая, которой нужно 220 вольт, потребуется преобразователь напряжения или как иногда говорят инвертор.

Из промышленных можно обратить внимание на блоки бесперебойного питания для компьютеров и оргтехники с автозапуском от аккумуляторов. Причем использовать их можно даже с родными аккумуляторами. Важно, чтобы их номинальная мощность соответствовала потребляемой мощности аппаратуры и не превышала мощность генератора. Можно использовать самодельный преобразователь, есть даже наборы для самостоятельной сборки +Мастер-Кит+ (NK289, =NS124, =NM1032), а лучше всего использовать инвертор +МАП Энергия+, выпускаемый фирмой +Микроарт+, он имеет достаточную мощность более 600= Ватт и надежен в эксплуатации. В промежутках между экспедициями его можно использовать как зарядное устройство, источник питания 12 Вольт и устройство для восстановления +убитых+ в экспедиции аккумуляторов.

=

==Как все это соединить?

Лучше всего выполнить генератор в виде сменного блока, закрепляемого вместо и на место шины (полотна), так, как крепится отрезной круг, выпускаемых для бензопил.

 

==== =================================

=

=Если имеется старая изношенная шина, ее можно приспособить для крепления генератора. Если шины нет придется изготовить кронштейн самостоятельно.

Поскольку двигатель бензопилы развивает до 7-8 тысяч оборотов, =передачу от ведущего вала редуктора =к генератору лучше сделать= ременную. Она менее шумная по сравнению с цепной и не требует смазки.= Кроме того, ременная передача лучше демпфирует неравномерность нагрузки. Но для этого придется заменить ведущую звездочку цепи

специально выточенным шкивом с таким же профилем, как и шкив генератора. Поручите эту работу хорошему специалисту, так как от качества изготовления шкива будет зависеть срок эксплуатации приводного ремня. Подобрав ремень, а он должен быть таким, чтобы

генератор находился как можно ближе к двигателю, наметьте на шине (кронштейне) место крепления генератора и натяжного устройства для ремня.

Желательно прикрепить генератор к бензопиле в трех точках, для большей жесткости конструкции. Кроме этого необходимо обеспечить и хорошую устойчивость агрегата.

Этот вариант хорош еще и тем, что между двигателем и редуктором имеется центробежная муфта, отключающая выходной вал при холостых оборотах двигателя.

 

Другой вариант предусматривает крепление генератора к бензопиле +Урал+ и +Дружба+ с помощью специально выточенной муфты, она используется в специальной приставке - насосе +Нептун+ и может быть изготовлена для конкретного генератора хорошим токарем.

=

 

===========================================================

 

 

Конкретное исполнение зависит от того, какой именно вы используете генератор и с какой именно бензопилой.

Электрическое соединение. Каждый генератор имеет свою схему соединения с реле-регулятором, некоторые генераторы имеют встроенный регулятор(таблетку). Это не важно. Соедините выход генератора через амперметр (можно использовать автомобильный на 30-40 Ампер) и выключатель с аккумулятором, аккумулятор соедините с нагрузкой или преобразователем напряжения. =Желательно иметь контроль напряжения генератора с помощью вольтметра.

Рекомендации по работе. Поскольку двигатель не имеет автоматического регулятора оборотов, поддерживающего обороты вне зависимости от нагрузки, придется подобрать обороты таким образом, чтобы двигатель при максимальной нагрузке только немного +рычал+, но не сбавлял обороты совсем и тем более не глох. Конечно, это немного повысит расход бензина. Компенсировать этот недостаток поможет аккумулятор большой емкости, который в пиках нагрузки отдаст часть своей емкости, а в паузах между пиками будет только слегка нагружать двигатель. При еще большей емкости аккумулятора экономичность системы= возрастет еще больше, поскольку двигатель можно будет использовать только для подзарядки аккумулятора.

Режим работы при стабильной нагрузке благотворно скажется на долговечности и надежности и двигателя и генератора.

А напоследок приведу таблицу, по которой можно определить= мощность, потребляемую тем или иным прибором= и= мощность агрегата для питания таких приборов.=

 

 

Всего вам доброго!

73! Н.Филенко (UA9XBI)