Ремонт автомобильных радиостанций “Alinco DR-130TE1/TE2”
М.Побочин
Рассматриваемые модели, работающие в диапазоне VHF, благодаря низкой стоимости и неплохим параметрам очень широко используются не только в качестве радиостанций, но и как радиотелефоны в составе различных транковых систем. До 1999 года на территорию нашей страны их было ввезено несколько десятков тысяч экземпляров и по многим причинам они частые гости ремонтных мастерских.
Принципиальная схема радиостанций.
ХАРАКТЕРНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ
1. При нажатии кнопки POWER станция не включается
1.1. Сначала следует убедиться в целостности предохранителя в цепи питания станции. Если он сгорел — это показатель срабатывания системы защиты от переполюсовки (в большинстве случаев). Следует, во-первых, заменить предохранитель, а затем измерить тестером сопротивление между выводами разъема питания. Если сопротивление будет близко к нулю — пробит защитный диод D9 типа G3B.
1.2. Подключите источник питания +13,8 В и нажмите кнопку POWER. На выв. 10 соединителя CN2 платы RF unit должно появиться напряжение +5 В (сигнал C5V). Если этого не произошло, убедитесь в исправности самой кнопки POWER, а затем — интегрального стабилизатора IC205 типа AN78L05M и диодной сборки D202 типа MA704WA на плате CPU unit.
Еще одна возможная причина рассмотрена в п. 8.2.
2. ЖКИ на передней панели мерцает, нет приема и передачи
Необходимо измерить напряжение на коллекторе и базе транзистора Q21 типа 2SA1736Y. Если при нажатии кнопки POWER напряжение на базе изменяется с +13,8 до +13,1 В, а на коллекторе напряжение +13,8 В не появляется, значит он неисправен. Заменить его можно также более надежным транзистором 2SB1124.
3. Не светится ни один сегмент индикатора
Следует подключить осциллограф к выв. 29 IC201 (CPU) и проверить наличие колебаний тактового генератора. При их отсутствии замените кварц Х203 (частота 3,579 МГц). Если колебания в точке контроля по-прежнему не появляются — неисправен процессор IC201.
4. После включения станции постоянно горит индикатор передачи красного цвета
В первую очередь следует отсоединить тангенту от станции и, если светодиод погаснет, заменить неисправную клавишу РТТ. Если дефект не устранен, измерьте сопротивление между выв. 54 IC201 и корпусом. У рабочего процессора оно составляет более 1 МОм, у неисправного — близко к нулю.
По опыту автора, причиной выхода из строя процессора часто служит некорректное подключение к станции различных модемов, телефонных интерфейсов, пакетных контроллеров и других аналогичных изделий. Дело в том, что при подаче сигнала логической "1" непосредственно на вход РТТ процессора (выв. 54 IC201) при выключенной станции нередко происходит пробой указанного входа на корпус.
5. Станция не программируется штатным программатором ERW-2
Отсоедините гарнитуру от станции и замкните конт. 1 и 7 на освободившемся разъеме J201. Измерьте напряжение на выв. 21 IC201 — оно должно измениться от 0 до +5 В. Если этого не происходит — неисправен ключ Q204 типа DTC143TU. В противном случае необходима замена микросхемы IC209 типа BU4052BF. Следует отметить, что эти микросхемы часто выходят из строя при работе с ранней моделью программатора ERW-2. В его новой версии последовательно с цепями UP и DOWN установлены ограничивающие резисторы номиналом по 1 кОм, после чего надежность программирования возросла.
6. Низкая чувствительность приемника
Прозвоните коммутирующие p-i-n диоды D3 и D2 и, при необходимости, замените неисправные, а затем настройте контуры L4-L6, L14, добиваясь максимальной чувствительности в середине рабочего диапазона. Если и после этого чувствительность недостаточна, следует отпаять средний вывод защитной диодной сборки D19 типа DA204U и убедиться в ее исправности. При отрицательном результате проверки можно смело менять также транзистор Q1 типа 2SK131 и варикап D16 типа 1SV215. Все эти элементы УВЧ выходят из строя в основном от сигналов слишком высокого уровня на антенном входе. Скажем, во время грозы. Реже — из-за неисправностей в выходных цепях передатчика.
Полезный совет: при замене p-i-n диода D2 вместо указанного на принципиальной схеме используйте М1407 (такой же стоит на выходе ПРД). Да и вообще, для повышения надежности работы узла коммутации ПРМ/ПРД полезно провести подобную замену во всех станциях, находящихся в эксплуатации.
7. Отсутствие выходной мощности при передаче
Необходимо перевести станцию в режим передачи на большой мощности и измерить ток потребления. Если он составляет более 5 А, интегральный модуль передатчика IC5, скорее всего, исправен, а замены требуют коммутирующие p-i-n диоды D3 и D2. Если же потребляемый ток в режиме приема и передачи примерно одинаков, следует проверить два последних каскада усиления мощности. Сначала проверьте исправность резистора R107 и режим работы транзистора Q15 по постоянному току. Если они в порядке, следует заменить микросхему IC5 типа M67781L/H (для поддиапазонов 140/160 МГц соответственно). Остановимся на этом этапе подробнее.
Учитывая высокую стоимость микросхем выходных каскадов передатчика и их дефицит, можно попытаться отремонтировать их. Для этого аккуратно снимите верхнюю пластиковую крышку с модуля передатчика. Чтобы не повредить детали на подложке, острым скальпелем пройдитесь по контуру крышки и с усилием подденьте ее. Восстановлению подлежат перегоревшие печатные проводники по цепям питания предвыходного или выходного каскадов, отпаявшийся от перегрева коллектор выходного транзистора, плохой контакт одного или нескольких ЧИП-эле-ментов с печатной платой (заводской брак).
Внимание! Паять внутри модуля следует чрезвычайно осторожно! Помните, что тепло от детали мгновенно отводится через эффективный радиатор, на котором смонтирована подложка, и нагреву подвергаются все остальные элементы на плате.
К сожалению, большинство таких интегральных модулей бывают повреждены необратимо, но даже несколько восстановленных обеспечат серьезную экономию сервисному центру.
8. Неисправности, связанные с особенностями эксплуатации в автомобиле
8.1. "Обнуление" запрограммированных каналов памяти (на экране дисплея — СН-00 или 145.00). Удалось выяснить, что эта неисправность связана с помехами от бортового электрооборудования автомобиля, поступающими по кабелю питания. При этом никакие компоненты станции из строя не выходят, и для восстановления ее правильного функционирования достаточно запрограммировать каналы памяти заново.
Чтобы в будущем исключить подобную проблему, кабель питания необходимо подключать непосредственно к клеммам аккумулятора и, конечно же, следить за исправностью электрооборудования своего автомобиля.
8.2. Станция не включается, на печатной плате видны сгоревшие и взорвавшиеся элементы — последствия подачи на станцию повышенного напряжения. Заметим, что "Alinco DR-130" рассчитана на номинальное напряжение питания +13,8 В ±10%. То есть, разработчики станции предполагали, что при штатном питании от автомобильного аккумулятора оснащать ее системой защиты от превышения 11ПИТ не потребуется. И такой защиты действительно нет. Но в России эти столь популярные станции эксплуатируют в грузовиках и автобусах (11акк = 24 В), устанавливают на танках и т.п. При условии грамотной организации питания (с использованием преобразователей напряжения и других схемных решений) ее работа на всех упомянутых транспортных средствах вполне допустима. Очевидно, что при столь нетрадиционном для "Alinco DR-130" использовании их владельцы должны соблюдать известную аккуратность, однако, увы, в сервисные центры регулярно поступают сгоревшие от превышения напряжения станции.
К аналогичному финалу приводит и поломка источника питания, когда станция используется в качестве базовой (или ретранслятора).
Между тем в обоих случаях разрушения на плате довольно обширны, и помимо видимых сгоревших элементов (или испарившихся от взрыва) — С29, СбЗ, С152— также требуют замены IC5, PL201, PL202, а часто и IC4, Q136, IC205, Q202. После замены неисправных элементов рекомендуется проверить печатные проводники, связанные с цепью +13,8 В и "усилить" их проволочными перемычками в тех местах, где они подгорели.
9. На отдельных частотах идет прием мощной помехи при отключенной антенне
Радиостанции "Alinco DR-130TE1/TE2" обладают таким недостатком, как наличие пораженных точек по приему на частотах 168,36 МГц и 167,45 МГц, что значительно ухудшает чувствительность приемника в полосе ±10 кГц относительно указанных частот. Станцию можно доработать, изменив значение первой ПЧ. Тогда пораженные точки сместятся за пределы рабочего диапазона. Для этого необходимо заменить опорный кварцевый резонатор второго гетеродина ХЗ и кварцевый фильтр FL2. Можно рекомендовать новую частоту ПЧ, равную 21,4 МГц, и соответствующее значение частоты резонатора ХЗ — 21,855 МГц. После этого следует обратить особое внимание, что теперь реальное значение частоты принимаемого канала будет отличаться от показаний на экране ЖКИ. Данное обстоятельство необходимо обязательно учитывать при программировании станции.
Как уже отмечалось ранее (см. Ремонт & Сервис, 2001, № 3), многие модели фирмы ALINCO "весьма податливы" на введение непредусмотренных изготовителем функций, и станция DR-130TE1/TE2 не является исключением. Некоторые российские фирмы изготавливают встраиваемые модули, выполняющие функции скремблеров, а также платы для работы с несколькими транковыми системами. Известны и другие интересные разработки, ознакомиться с которыми можно в Интернете по адресу: http://www.eldiz.ru.
В заключение отметим, что в отличие от носимых станций, дефекты которых чаще всего индивидуальны, описанные в данной статье приемы и методы устранения неисправностей можно с успехом применить для ремонта и других подобных изделий.
Полезные ссылки:
- http://www.krasnodar.online.ru/hamradio — один из наиболее полных русскоязычных сайтов по связной тематике, в том числе по профессиональным радиостанциям;
- http://www.chat.ru/happer/ — сайт с большим количеством ссылок на ресурсы по радиотехнике и электронике;
- http://www.eldiz.ru — сайт фирмы "Электроника-дизайн-сервис", где работает автор статьи.